Найти тему

5 правил успешных художников

Воображение и способность творить – то, что отличает человека от других животных. Да, способность к творчеству дана нам природой. Но почему тогда одни становятся художниками, а другие считают себя начисто лишенными таланта? И почему одни художники добиваются успеха, а другие прозябают в неизвестности?

Уилл Гомперц, автор мирового бестселлера Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси, благодаря которому десятки тысяч людей во всем мире смогли наконец разобраться, почему унитаз Дюшана – не просто перевернутый писсуар, а одно из величайших произведений своей эпохи.

Гомперц семь лет проработал директором по медиатехнологиям галереи Тейт, а потом стал редактором отдела искусств на Би-би-си. Он тесно общается со многими деятелями современного искусства. Ему случалось своими глазами наблюдать создание великих шедевров. Гомперц точно знает, что таит в себе творческий процесс – и что отличает художников от обывателей. Вы удивитесь, но на самом деле, различий немного. И Гомперц подробно рассказывает о них в своей книге «Думай как художник» - своеобразному руководству для тех, кто хочет сделать свою жизнь более креативной, преодолеть творческий кризис и поверить в свои силы.

1. Успешный художник – всегда предприниматель.

Бытует мнение, что художники – существа возвышенные, но ничто человеческое им не чуждо, в том числе и желание заработать. В этом отношении творчество сродни бизнесу. И там и там присутствует риск, и там и там требуется живой ум и целеустремленность. Успешный художник подобен владельцу ресторана, главе издательства или директору строительной фирмы – он тоже руководит своим делом. Поэтому он должен чувствовать колебания рынка и создавать собственный бренд. Иначе ему не выжить. Это понимали и Ван Гог, и Энди Уорхол.

Энди Уорхол называл свою студию фабрикой и однажды заявил: «Зарабатывать деньги — это искусство, работа — тоже искусство, а удачный бизнес — самое лучшее искусст­во». Он стал печатать принты товаров, знаменитостей и знака доллара. Уорхол воспроизводил банкноты на холсте, а потом обменивал изображения на реальные доллары. Это был хороший бизнес.

2. Художник должен быть готов к неудачам

Ошибки и провалы неизбежны. Важно понять, что неудача – органичная часть творчества. Все люди искусства, независимо от рода занятий, стремятся к совершенству, зная, что оно недостижимо. Им приходится заранее смиряться с тем, что их творения не будут безупречными. На самом деле, все провалы существуют только в нашей голове, потому что мы их таковыми ощущаем. Настоящий художник, пережив горечь поражения, продолжает работать. Не потому, что он такой самонадеянный, а потому что не может не заниматься искусством. Для него это все равно что дышать.

3. Художники крадут и не стесняются

Список гениальных творцов, готовых признаться в краже интеллектуальной собственности, включает Иса­ака Ньютона, сказавшего: «Если я и видел так далеко, то лишь благодаря тому, что стоял на плечах гигантов», и Альберта Эйнштейна, несколько веков спустя заметив­шего: «Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения».

Они понимали, что не суще­ствует оригинальности в чистом виде. Любой причастный к творчеству человек, будь то балерина или инженер, начинает с того, что копирует работу профессионалов. Это наш способ учиться. Дети слушают музыку и нота за нотой пытаются ее воспро­извести. Будущие писатели читают любимые романы, стремясь освоить стиль автора. Молодые художники годами ходят в холодные музейные залы и копируют шедевры мастеров. Они учат­ся. Прежде чем бросать кому- либо вызов, надо наловчиться ему подражать.

Разница между этими двумя занятиями огромна. Для подражания необходимо определенное мастерст­во, но воображение в этом процессе не участвует. Кста­ти, поэтому современная техника блестяще справляет­ся с этой задачей. Другое дело кража. Вор завладевает украденным, следовательно, берет на себя ответствен­ность за украденное. Отныне будущая судьба украден­ного в его руках.

Крал сам Пабло Пикассо – и крали у Пикассо. Кто только не отметился в этом, от скульптора Генри Мура до сооснователя компании Аpple Стива Джоб­са. Джобс любил цитировать слова Пикассо о том, что «хорошие художники копируют...», добавляя: «Мы (т. е. Apple) никогда не стеснялись красть вели­кие идеи». Источником одной из них послужила, например, знаменитая серия рисунков под общим названием «Бык» (ок. 1945). Газета «Нью-Йорк таймс» писала, что руководст­во Apple, стремясь научить своих художников макси­мально лаконичному дизайну, демонстрировало им серию из одиннадцати литографий Пикассо, на кото­рых изображение быка постепенно упрощается, пока не превратится в откровенно схематичное.

Абсолютно оригинальных идей не существует. Существуют их уникальные сочетания.

Маурицио Каттелан «Комедиант»
Маурицио Каттелан «Комедиант»

4. Жизнь – поле для эксперимента

Для целеустремленного творца сама жизнь стано­вится лабораторией. Чем бы он ни занимался, он во всем видит материал для работы. Главное тут — уметь отличить то, что может вам пригодиться, от того, с чем лучше расстаться. Чтобы сделать серьезный шаг вперед, Бриджет Райли пришлось отказаться от очень важного и особенно притягательного для нее компонента жи­вописи — цвета. Это не означало, что в ее работах боль­ше никогда не появится цвет — просто на том этапе творчества он стал для нее препятствием.

Бриджет Райли за работой
Бриджет Райли за работой

Поиск особого, уникального способа выразить свое видение окружающего мира редко сопровождается лег­ким и скорым успехом. Но если художнику удается его отыскать, у него появляется фундамент, на котором он может создать целый ряд оригинальных произведений.

5. У художника своя точка зрения

Одно из удовольствий, доставляемых нам творче­ством, заключается в том, что оно оправдывает наши странности. Индивидуальные осо­бенности человека, иногда рассматриваемые обще­ством как его слабости, становятся силой творческой личности. Он обладает собственной уникальной приз­мой, через которую смотрит на мир, а мир, в свою оче­редь, — на него. А поскольку каждый из нас так или иначе удостоится от окружающих того или иного яр­лыка, лучше уж выбрать его себе самостоятельно.

Оговоримся сразу: точка зрения — это не то же са­мое, что стиль. Точка зрения — это то, что вы говори­те, а не то, как вы это говорите. Но принять участие в игре под названием «творчество» вы сможете лишь при условии, что вам есть что сказать. Важна не столько тема или сюжет произведения, сколь­ко то новое, оригинальное, что сообщает нам по этому поводу талантливый автор.