Найти тему

Обратите внимание! Правильно ли Вы составляете и храните документы ❓ Новые изменения в ФСБУ 27/2021.

Фото: Пресс-служба Госдумы
Фото: Пресс-служба Госдумы

ФСБУ 27/2021 применяется с начала 2022 года. В нём закреплены понятия первичных документов и регистров бухгалтерского учета, внесены требования к исправлению, хранению и реквизитам документов.

Проверьте, соблюдаете ли вы все требования стандарта, в противном случае, за нарушение организацию могут привлечь к ответственности в виде штрафов.

Требования акта должны применять все юридические и физические лица, обязанные вести бухучет на территории России. К ним относятся юрлица, созданные в рамках законодательства Российской Федерации. Но исключение составляют:

  • бюджетники, которые полностью освобождаются от действия регламента;
  • финорганизации, которым разрешается не следовать отдельным пунктам, если они противоречат положениям Центробанка;
  • ИП, частные специалисты и филиалы зарубежных компаний, которые имеют право не вести бухгалтерский учет.

Основные документы

Требования распространяются как на оформление, так и подписание или внесение исправлений:

  • файлы составляются на русском языке, подготовленные на другом языке должны иметь перевод на русский (в каждой строке);
  • суммы денег указываются в рублях. Если необходимо указывать в валюте, то рядом сумма дублируется в рублях;
  • датой файла признается дата подписания законным/уполномоченным представителем;
  • для обобщенных первичных файлов юрлицо вправе самостоятельно устанавливать периодичность;

Учетные регистры организуются согласно основным принципам:

  1. Полнота – документ должен содержать исчерпывающую информацию.
  2. Хронология – все файлы должны подчиняться единой временной систематике.
  3. Аналитика – бухданные должны отображаться и по отдельным объектам, и обобщенно.
  4. Системность – документы должны иметь взаимосвязь.
  5. Достоверность – каждый документ должен опираться на точные сведения.
  6. Своевременность.
  7. Юридический вес.
  • наименьший срок хранения бумажных экземпляров – 5 лет. Это необходимо учитывать при выборе носителя: бумаги, чернил и проч.;
  • разрешено подписывать электронной подписью простой или 2 видами усиленной;
  • для электронных файлов необходимо печатать бумажные дубликаты;
  • исправления не должны перекрывать исправляемую запись. Необходимо аккуратно зачеркнуть, записать рядом верные сведения и добавить «Исправлено»;
  • категорически запрещено исправлять подчистками, замазыванием и корректорами;
  • хранить необходимо в том виде, в котором файл был подготовлен (т. е. запрещено переводить хранение файла, распечатанного на бумаге, в электронный вид или удалить электронный файл, предварительно распечатав его);
  • порядок доступа к файлам определяется руководителем юрлица. Если предоставляется доступ к бух. данным, то главный ответственный за него долен быть проинформирован об этом.

Стоит отметить, что 20 апреля налоговой инспекцией был разработан план из 10 электронных документов, часть которых будет введен в действие с середины 2022 года. Смотрите перечень ЭДО.