На первый взгляд Нобуо Киути является простым японским долгожителем. Через год нашему герою исполнится 100 лет. Если учесть, что господин Киути воевал в десантных войсках и побывал в советском плену, это достижение кажется феноменальным.
Передвигаться, посещать публичные мероприятия, а также телеэфиры бывшему десантнику помогают две трости, да инвалидная коляска, управляемая сыном Масато. А вот выжить в условиях Второй мировой Нобуа помогла страсть к рисованию.
Бывший солдат императорской армии попал в советский плен уже после окончания войны. Нобуо вместе с сотнями тысяч других товарищей по несчастью были вынуждены пересечь Дальний Восток, Сибирь, Урал, среднюю полосу России в бесконечных колоннах поездов. Это была расплата за то, что Япония выступала на стороне фашистской Германии.
Добродушный и жизнерадостный японец смирился со своей участью. Он соглашался выполнять любую работу, не перечил своим надзирателям и не ссорился с собратьями по несчастью. Выживать заключенному помогали рисунки.
Нет, Нобуо никогда не учился живописи. Он осваивал технику рисования по какому-то наитию. Получались рисунки, больше похожие на комиксы или карикатуры в журнале "Крокодил". Однако в этих рисунках отражена своеобразная летопись пребывания военнопленных в советских лагерях.
Наш герой помнит, как везли его в заколоченных вагонах из родной страны в пугающий своим величием и холодностью СССР.
Через всю страну пленный десантник прибыл в украинский город под названием Славянск. Именно там ему предстояло выполнять тяжелую работу.
Он помнит свой палаточный лагерь, в котором осенью и зимой было невыносимо холодно.
Но хуже всего, что заключенных гоняли в холод откалывать лед на Днепре.
Такой широкой реки Нобуа никогда не видел.
Украинские женщины показались пленнику очень красивыми. Однако он отмечал, что в СССР уже давно отошли от патриархата.
Женщины здесь и работают наравне с мужчинами и даже занимают руководящие должности (что являлось обычным явлением в послевоенное время).
Жизнь заключенных была не сахар. Приходилось голодать и делить одну булку хлеба на всех. СССР еще не оправился от разрухи.
А работать приходилось не покладая рук.
Видавшие виды солдаты плакали, как только им удавалось добираться до постели.
Одно радовало: надзиратели очень любили музыку и танцы. Никогда не препятствовали, если кто-то вызвался спеть или сыграть на гитаре.
Через какое-то время две культуры начали переплетаться. Например, японцы познакомили славян с борьбой сумо.
А сами узнавали о местных обычаях от детей на улицах. Объяснялись жестами. И ведь понимали друг друга.
В этих рисунках нет ни капли сожаления о проведенных трех годах в советских лагерях. В простых иллюстрациях отражено много мельчайших деталей.
Были и курьезные моменты. Такие, как падение со второго яруса койки или странный для японцев сбор урожая картошки.
Наш герой с товарищами учился постигать ремесла и немало в этом преуспел. В конце концов, он был отправлен домой. Местные даже всплакнули.
Кстати, навыки, которые приобрел японец в советских лагерях, пригодились ему на родине. Его сын рассказывает, что Нобуа трудился на всех работах мира: от рядового пекаря до сборщика электроники на заводе.
Сейчас иллюстрации господина Киути находятся в музеях двух японских городов – Касивы и Майдзуру. В первом жизнерадостный почтенный старец проживает в настоящее время.
Сын художника-летописца свято чтит наследие отца. Масато размещает рисунки отца в социальных сетях и делает под ними специальные пометки.
Ведь далеко не всем иностранцам понятна жизнь, которая текла 75 лет назад в СССР.
Из рисунков Нобуа становится понятно, что в лагерях случались хорошие вещи (романы с местными девушками) и плохие (производственные травмы).
Кстати, японцев всегда хвалили за усердную работу. А врачи даже выражали беспокойство. Ведь чрезмерным усердием недоедающему организму можно и навредить.
Перед отъездом в честь заключенных устроили большой прощальный концерт.
Местные плакали и махали вслед отъезжающим японцам платочками.
Но когда Нобуа и другие бывшие военные сели на корабль, отбывающий в Японию, в целом мире не было счастливей людей!