Найти тему
Счастливый Кормчий

Изложение ОГЭ. Учимся сжимать текст, формулируя содержательную доминанту

Оглавление

Здравствуйте, друзья! В предыдущей статье я подробно рассказала об особенностях выполнения всех заданий ОГЭ, включая изложение.

ОГЭ по русскому языку. Инструкция по выполнению
Счастливый Кормчий20 мая 2022

Сегодня мы поговорим о приёмах сжатия текста. Теорией увлекаться не будем, а лучше поработаем с конкретными примерами.

Из теории вам нужно помнить,

что при сжатии текста ни в коем случае нельзя нарушать последовательность изложения, нельзя выбрасывать из текста микротемы (их, как правило, три, реже четыре), нельзя менять авторский стиль, тип речи.

А вот можно и нужно исключать риторические вопросы и восклицания, примеры, подробности, лирические отступления, повторы, пространные описания природы, чувств, настроений. Однородные члены предложения нужно заменять обобщающими словами, прямую речь переводить в косвенную. Пожалуй, на этом с теорией закончим.

Переходим к практике.

Отрывок 1

Сущность по­ня­тия «власть» заключается в воз­мож­но­сти одного человека заставить дру­го­го делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, из­ги­ба­ясь под препятствиями, ста­ра­ет­ся из-под них выйти и опять тя­нуть­ся вверх. Так и человек. Рано или позд­но он за­хо­чет выйти из повиновения. Люди по­кор­ные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они не­ред­ко и сами превращаются в тиранов.

Чтобы корректно сжать фрагмент текста, сначала нужно попытаться «собрать» содержание этого фрагмента в одно предложение, то есть сформулировать содержательную доминанту. Но это не должно быть безразмерное предложение с огромным количеством запятых и перечислением всех фактов, действий или событий, содержащихся в абзаце. Это должно быть чёткое, лаконичное предложение, передающее основное содержание части текста.

Власть проявляется в подавлении воли покорного человека, который, испытав на себе тиранию, и сам может превратиться в тирана.

Обратите внимание: в доминанте нет образа дерева. Этот образ создан автором для усиления читательского восприятия, но он не имеет отношения к основному содержанию. Если пример с деревом будет включён в изложение, абзац не будет считаться сжатым.

Теперь «разворачиваем» доминанту: передаём основное содержание в 2-4 предложениях. Стараемся строить небольшие, законченные, понятные фразы. Не искажаем содержание текста.

Сущность по­ня­тия «власть» заключается в воз­мож­но­сти одного человека заставить дру­го­го делать то, что тот по своей воле не сделал бы. От тирании, как правило, страдают покорные люди. Но и они рано или поздно захотят выйти из повиновения. Сбросив «ношу», бывшие жертвы могут сами превратиться в тиранов.

Отрывок 2

Испытания ждут друж­бу всегда. Глав­ное из них се­год­ня — изменившийся уклад, пе­ре­ме­на в образе и рас­по­ряд­ке жизни. С ускорением темпа жизни, со стрем­ле­ни­ем быстро реализовать себя при­шло понимание значимости времени. Раньше не­воз­мож­но было представить, например, чтобы хо­зя­е­ва тя­го­ти­лись гостями. Теперь, когда время — цена до­сти­же­ния своей цели, отдых и гостеприимство пе­ре­ста­ли быть значимыми. Ча­стые встречи и неторопливые бе­се­ды не яв­ля­ют­ся уже не­пре­мен­ны­ми спут­ни­ка­ми дружбы. В силу того что живём мы в раз­ных ритмах, встречи дру­зей ста­но­вят­ся редкими.

Формулируем доминанту:

Мы стали тратить больше времени на достижение личных целей, а не на общение с друзьями.

Это самая важная информация. В ней нет примеров с хозяевами и гостями, с неторопливыми беседами… Поэтому в сжатом варианте текста их тоже не будет.

«Разворачиваем» доминанту:

Испытания ждут друж­бу всегда. Глав­ное из них се­год­ня - ускорение темпа жизни. Мы стали иначе оценивать время. Современный ритм жизни побуждает нас к быстрой реализации собственных возможностей. Сегодня больше времени мы тратим на достижение личных целей, а не на общение с друзьями.

Отрывок 3

Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая ее объемной, глубокой, осмысленной.

С этим примером у моих 9-классников было много проблем: и все ряды однородных членов сохранили, и содержание исказили. А всё потому, что не могут выделить главное и убрать второстепенное.

Формулируем доминанту:

Память наполняет нашу жизнь, бережно храня множество лиц и событий, которые только на первый взгляд лишены смысла.

«Разворачиваем» доминанту:

Человеческая память бережно хранит огромное количество лиц и событий. Казалось бы, они лишены всякого смысла, ведь их больше нет и вернуть их невозможно. Но именно воспоминания наполняют нашу жизнь, делая её глубокой и осмысленной.

Потренируйтесь в сжатии разных текстов, применяя предложенный приём.

Удачи на экзамене!

Друзья! Поддержать желание автора создавать для вас новые публикации можно оценкой 👍, а также небольшим комментарием. Бесплатная подписка – это возможность следить за обновлениями на канале.

#изложение огэ

#приёмы сжатия текста

#содержательная доминанта