В предыдущей статье я больше сконцентрировался на архитектуре монастыря и истории его строительства. Но куда интереснее какие метаморфозы с ним происходили в советское время.
Центральное положение «кремля» в молодом городе определило дальнейшее развитие этой территории. С закрытием монастыря все его постройки становятся частью проспекта на тот момент носящего имя Сталина. Сначала это в основном общежития для рабочих, но все меняется в 1946 году. Саров становится закрытым городом с секретным производством, резко меняется и количество жителей и контингент. Проспект становится главной улицей быстро растущего города при секретном объекте.
Проспект Мира пронизывает «кремль» насквозь через арку под башней и продолжает строится на восток как широкая современная улица, снося все ненужное на своем пути. Под снос пошли восточный корпус с воротами и Водяной башней, а за пределами монастырских стен на пути автомобильной магистрали встали житница и один из корпусов конюшенного двора.
Став частью развивающегося города, монастырь превращается в городской квартал и начинает развиваться по законам исторической застройки. Он приобретет все черты исторических центров городов – здания получают новые административные и общественные функции.
Церкви приспосабливают под городские нужды: в храме Живоносного источника размещается столовая, в Успенском соборе – гараж для крупной техники. Но наукограду они прослужат недолго, в 1954 году из-за угрозы обрушения от подземных толчков при испытаниях их будет решено снести.
В башне (так до сих пор иногда называют колокольню) размещается радиовышка и телецентр, царский дворец занимает библиотека, а в кельях размещается сначала вечерняя музыкальная школа, а затем детская школа искусств. В храме Серафима Саровского практически одновременно с созданием секретного объекта в 1946 году организуют театр. В нем будут играть актеры из Москвы, декорации и костюмы будут привозится даже из Большого театра! Внутри комплекса чуть позже построят центральную детскую поликлинику.
На месте снесенных церквей Успения и Живоносного источника, где образовался нефункциональный пустырь, возникает первое рекреационное пространство города – сквер Горького.
Саровский исторический центр развивался в том же векторе, что и любой исторический центр старинного города. Сравните с тем же Нижегородским кремлем – внутри исторического архитектурного ансамбля устроен парк, где находятся музеи, кафе, детские площадки, филармония, административные здания.
Дальнейшую эволюцию проспекта, как центрального общегородского общественного пространства остановило возрождение монастыря. Несмотря на колоссальные средства вложенные в благоустройство и восстановление памятников архитектуры - результаты довольно спорные. С одной стороны восстановлен исторический вид комплекса, снова работают церкви, с другой стороны выкинут огромный культурный пласт, гораздо более важный для города, активно развивавшегося с 1946 года.
В начале 2000х уже сложившийся исторический центр начал лишаться точек притяжения. Театр, школа искусств, библиотека, административные здания и поликлиника - все это убрано с территории монастыря.
Затем была нарушена транспортная связность проспекта, он потерял главную функцию улицы – перестал быть транзитом между районами. Проспект оказался разделен на два отдельных, что тут же сделало менее доступными оставшиеся на нем общественные здания. Затянувшаяся стройка и фактическое перекрытие одного из тротуаров нарушило и пешеходную связность проспекта.
Новое благоустройство территории монастыря безусловно красивое и качественное, но сделано как декорация, фон для красивых церквей. Нет ни лавочек, ни деревьев, которые создавали бы тень - как общественное пространство территория не работает. Монастырь постепенно исключается из живой городской структуры, становясь замкнутым на себе памятником с чуждой городу, строившемуся и развивавшемуся как наукоград функцией. Другие времена - другие приоритеты.
На самом деле, полностью очищенный от лишних функций монастырь все равно мог бы стать живым туристическим объектом, если бы развивался остальной проспект, распределяя точки притяжения по зданиям поблизости. Это было бы логично, если мы принимаем на веру официальные планы об организации здесь туристическо-паломнического кластера.
Однако, к этим планам сложно не относится скептически. Туристов из-за закрытого статуса города, нам ждать не приходится, подвижек в сторону упрощения въезда паломников пока не видно, а саровчане очень трепетно относятся к закрытому статусу города. Кроме того паломники сами по себе - не самая интересная категория туристов с точки зрения городской экономики. Если уж и искать выгоду в открытии города для туристов то нельзя ограничиваться святыми местами, советская история города, на мой взгляд, гораздо интереснее.
Но пока туристов нет, проспект Мира нуждается в обновлении в первую очередь для горожан. Нужно заново изобрести образовавшиеся два тупика, придумать какие новые точки притяжения можно здесь разместить, как реорганизовать транзиты, чтобы проспект перестал быть «внутренней окраиной».
Этой темой мы сейчас занимаемся с командой инициативного проекта etosarov, пробуем разные форматы работы с городом и горожанами. Мы проводили экскурсии и лекции, попробовали поработать с проспектом средствами тактического урбанизма.
Ко дню города мы провели первую арт-интервенцию в рамках проекта «Музей места» и надеемся, что это станет первым шагом к переосмыслению улицы и в обозримом будущем проспект снова станет живым центральным общественным пространством.
#саров #закрытый город #урбанистика #история #советскаяистория #нижегородская область #саровский монастырь #городская среда
Для более полного погружение в атмосферу советую посмотреть Фильм "Город Кремлев" о Сарове 1960х годов