Найти в Дзене
Sarov_walks

Метаморфозы главной исторической улицы Сарова. Часть 3. Кремль на проспекте 1691-1903.

Итак мы добрались до главной достопримечательности проспекта Мира, визитной карточки города, известной далеко за его пределами. Перед нами мужской монастырь - Свято-Успенская Саровская пустынь. Монастырь основан в 1691 году. От древнего городища остались укрепления – земляные валы со рвами, внутри этих укреплений и расположилась обитель. Сначала появились деревянные церкви, а укрепления служили естественными границами. Весь 18 век здесь велось масштабное строительство. Часть восточных укреплений убрали в середине века, когда строили новый каменный Успенский собор, западный вал срыли в конце века, когда начали воздвигать ансамбль по периметру комплекса – так называемое каре. Колокольню и западные корпуса строил знаменитый архитектор екатерининской эпохи Карл Бланк (1728—1793). Одним из его учителей был знаменитый архитектор Растрелли. Бланк станет одним из последних мастеров стиля барокко, но в Сарове он уже почти полностью отойдет от него к классицизму. Лишь в незначительных деталя

Итак мы добрались до главной достопримечательности проспекта Мира, визитной карточки города, известной далеко за его пределами. Перед нами мужской монастырь - Свято-Успенская Саровская пустынь.

Монастырь основан в 1691 году. От древнего городища остались укрепления – земляные валы со рвами, внутри этих укреплений и расположилась обитель. Сначала появились деревянные церкви, а укрепления служили естественными границами.

Весь 18 век здесь велось масштабное строительство. Часть восточных укреплений убрали в середине века, когда строили новый каменный Успенский собор, западный вал срыли в конце века, когда начали воздвигать ансамбль по периметру комплекса – так называемое каре.

Колокольню и западные корпуса строил знаменитый архитектор екатерининской эпохи Карл Бланк (1728—1793).

Одним из его учителей был знаменитый архитектор Растрелли. Бланк станет одним из последних мастеров стиля барокко, но в Сарове он уже почти полностью отойдет от него к классицизму. Лишь в незначительных деталях монастырского комплекса проглядывает привычный ему стиль.
Самые его известные постройки: Воспитательный дом в Москве, усадьба Кусково и масштабная реконструкция Нового Иерусалима.

По проекту наша колокольня должна была состоять из пяти ярусов, но смета превысила бюджет и ее укоротили до четырех. Тем не менее высота колокольни со шпилем 85 метр, и она с момента постройки входит в число самых высоких колоколен России.

Колокольня, как и остальной ансамбль построена в стиле классицизм, с его характерной строгостью, четкостью линий и использованием античной ордерной системы. Хотя здесь ее использовали лишь как декор, оформив пилястрами и поясками простые геометрические объемы.По периметру строятся келейные и хозяйственные корпуса, углы фиксируют башни с высокими шпилями в духе уходящего стиля барокко.

В одном из корпусов напротив Успенского собора во время торжеств 1903 года разместится царская семья. Над выступающим объемом разместят башенку увенчанную двуглавым орлом, подчеркивая, что это царская резиденция.

Завершенный вид монастырь приобрел как раз к канонизации Серафима Саровского в 1903 году, когда по проекту московского архитектора А.С. Каминского было закончено строительство храма над его кельей.

Каминский начал свою карьеру на строительстве Храма Христа Спасителя у К.А. Тона (!), работал в разных стилях, но тяготел к историзму. Одним из его учеников был Ф.О. Шехтель (!!), важнейший архитектор эпохи модерна. Одно из самых известных зданий построенных по проекту Каминского – Третьяковская галерея.
В Сарове позже работал еще один его ученик И.Т. Барютин, про него мы немного говорили в предыдущей статье.

Храм Серафима Саровского считается главным шедевром Каминского. Роскошный храм из красного кирпича богато декорирован в лучших традициях псевдорусского стиля. Громадный купол обрамляет корона из кокошников, так же решены и маленькие барабаны. Северный и южный фасады украшают закомары на сдвоенных колоннах, вокруг окон сложены из стесанного кирпича затейливые наличники. Вход выполнен в традиционном виде с шатровым завершением и приземистыми арками.

Темная крыша и объем центрального купола здорово дополняет кирпич, делая облик здания и благороднее и даже современнее – ведь на том же принципе сочетания открытого кирпича и темного металла строится стиль «лофт».

Чтобы оценить характер места полнее, я бы предложил посмотреть на монастырь с берега Саровки. Если у городского музея сместиться вправо – там у больничного корпуса монастыря есть лесенка. По ней можно спуститься к реке и пройти вверх по течению, вдоль монастырской горы.

Внушительные стены южных корпусов и храма Серафима Саровского спускаются по склону и напоминают крепость. Глядя на монастырь отсюда – становится понятно, почему это место когда-то было выбрано для строительства городища. Неудивительно, что в 20 веке за уже недействующим монастырем закрепилось народное название – «кремль».

В советское время монастырь был закрыт и его внутреннее пространство было полностью переосмыслено, об этом читайте в следующей статье!

#саров #царскаяроссия #архитектура #россия #монастырь #история