Найти тему
FutureBanking

Как привлечь и удержать ИТ-специалистов: опыт Ростелекома

Как поддержать реноме привлекательного работодателя в период исхода качественных ИТ-специалистов за рубеж и в каких специалистах сейчас заинтересован телеком? Об этом рассказывает Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком».

-2
30 июня Кирилл Меньшов примет участие в ежегодном форуме финансовых инноваций FinNext-2022. В числе тем: импортозамещение в IT, платежи и расчёты, цифровой рубль, мотивация сотрудников и многое другое. Сайт и программа форума

— Наблюдается ли сейчас рост спроса на ИТ-специалистов? Если да, то чем он обусловлен?

​​
К. Меньшов: Если говорить о ситуации на ИТ-рынке с февраля по середину марта, то мы наблюдали явный рост количества резюме и столь же резкий рост спроса на ИТ-специалистов. Этот тренд можно объяснить тем, что:

— Компании вошли в новый бюджетный год. При этом крупные организации с госучастием в соответствии с директивой правительства приступили к реализации своих стратегий цифровой трансформации.

— Несмотря на то что все вокруг говорят о массовом уходе зарубежных ИТ-компаний, некоторые нашли способ остаться на российском рынке (сменив бренд, выйдя из состава зарубежной группы, продав бизнес российским партнерам и пр.).

— В ситуации неопределённости и в ожидании потенциально возможных фризов многие руководители старались быстрее заполнить имеющиеся у них свободные ИТ-вакансии, боясь, что потом бюджеты будут порезаны и им не позволят расширять команды.

В то же время на фоне антироссийских санкций многие кандидаты решили занять выжидательную позицию, пока ситуация не станет более понятной и стабильной. Некоторые предпочитали искать зарубежных работодателей с целью релокации, что подтверждается данными HH о том, что «после 24 февраля стал наблюдаться аномальный рост, который составил в пике на 8 марта 2022 2,1%».

Но с середины марта рынок труда начал меняться. Число активных вакансий начало снижаться (единственные сферы, где оно продолжает расти, — госслужба и НКО), а количество активных резюме — напротив, возрастать.

-3

На мой взгляд, это связано:

— с уходом с российского рынка части зарубежных и российских компаний;
— с тем, что многие компании приняли решение перейти в режим ожидания и приостановили наём новых сотрудников по большей части направлений бизнеса;
— с внешней политической ситуацией, вынудившей соискателей ещё активнее искать работу за рубежом.

— Какие механизмы привлечения и удержания специалистов использует или планирует использовать ваша компания?

К. Меньшов: В фокусе внимания — вопросы удержания сотрудников и создания кадрового резерва.

Во-первых, наша компания и ряд наших дочерних и зависимых организаций получили
льготы от государства, которые очень важны для ИТ-специалистов — например, отсрочка от армии и льготная ипотека. Это существенно помогает повысить привлекательность бренда для кандидатов.

Во-вторых, мы модернизировали ряд привилегий для сотрудников, в том числе:

— «Кафетерий льгот» (возможность выбрать соцльготы в рамках предоставленного компанией денежного лимита) стал доступным с первого рабочего дня (ранее — после прохождения испытательного срока).

— в рамках программы «приведи друга на работу» увеличились выплаты за рекомендации.

— опционная программа долгосрочной мотивации стала доступна для ключевых сотрудников, экспертов и тимлидов производственной ИТ-компании РТК Информационные технологии, а не только для сотрудников Ростелекома.

В-третьих, усиливаем акценты на профессиональном росте сотрудников. Например:

— запускаем несколько программ стажировок для разного уровня специалистов: от джунов до мидлов, как для внутренних сотрудников, так и для внешних, с возможностью трудоустройства в штат компании (Школа тимлидов уже проводится второй год, сейчас стартуют Школа аналитиков и Школа тестировщиков).

— запускаем карьерные марафоны и карьерные консультации для сотрудников с возможностью вертикального и горизонтального роста.

— продолжаем развитие в рамках профессиональных коммьюнити компании по ключевым компетенциям в разработке ПО.

В-четвертых, работаем на понижение уровня тревожности наших сотрудников:

— запустили цикл сессий с руководителями ИТ по набору рекомендаций о том, какие действия нужно предпринять дополнительно для психологической поддержки сотрудников (интенсификация 1:1 встреч, встреч с руководством, поддержка психолога, вовлечение сотрудников в текущие задачи по преодолению технологических, санкционных барьеров компании — биржа идей импортозамещения).

— поскольку в конце февраля в большинстве регионов были сняты антиковидные ограничения, важно было сохранить привычный режим работы для сотрудников и проводить «операцию по возвращению в офисы» постепенно, не создавая дополнительный стресс в текущей ситуации.

— Каковы ваши прогнозы по ситуации с ИТ-кадрами в телекоме?

К. Меньшов: В конце марта был подписан указ о запрете использования импортного ПО в части критической инфраструктуры системно значимых компаний, в перечень которых в том числе входят операторы связи. Поэтому мы прогнозируем рост числа проектов по импортозамещению целого ряда компонент на уровне BSS/OSS-стека систем операторов связи.

Сюда можно отнести проекты по переходу на российские СУБД по направлению высоконагруженных систем (системы мониторинга сетей, автоматизированные расчетные системы и пр.). Вследствие этого возрастут потребности в ИТ-кадрах со знанием предметной области и специфики бизнес-процессов операторов фиксированной и мобильной связи.

— Можно ли предположить, что рынок труда ИТ начал адаптироваться к новой реальности? Что бы вы могли рекомендовать коллегам по рынку и потенциальным соискателям?

К. Меньшов: Адаптируется, и довольно активно. Рынок кандидатов немного перестроился за счет уходящих из России вендоров, что привело к высвобождению некоторого количества специалистов. Однако сохраняется и тренд на релокацию ИТ-специалистов из России со стороны иностранных компаний.

Это значит, что разработка механизмов привлечения и удержания таких ИТ-специалистов становится приоритетом для многих из нас и потребует:

  • оперативно перестраивать HR-процессы с учетом изменений рынка;
  • расширять возможности развития карьеры внутри компании (акцент на профессиональный рост сотрудников);
  • развивать корпоративную культуру, способную их привлечь и удержать.

Также отмечу, что большинство компаний (и особенно телеком) ждёт череда новых проектов, связанных с импортозамещением, что с одной стороны станет вызовом для многих сфер бизнеса, а с другой — принесёт новые возможности для ИТ-специалистов.

Примечательно, что сейчас наблюдается рост спроса на ИТ-курсы по профпереподготовке специалистов других профессий в силу сохранения дефицита ИТ-специалистов на рынке труда, а также ухода иностранных компаний из других стран.

В заключение хочется пожелать каждому из нас держать руку на пульсе, следить за трендами, усиливать внимание к сотрудникам, больше общаться друг с другом и верить в лучшее.

-4
В 2022 году «чёрные лебеди» слетелись на российский рынок финансов и технологий. Как находить новые ниши и на чём фокусироваться в условиях тотальных санкций и ограничений? Что делать с инновациями и инноваторами? Чем воодушевлять сотрудников и мотивировать клиентов? Об этом и многом другом 30 июня на FinNext-2022 – 10-м ежегодном форуме финансовых инноваций