Проспект Мира – самая древняя улица города и ее эволюция тесно связана с его историей. В этой прогулке мы взглянем на проспект, как на музей под открытым небом и попробуем осмыслить его как общественное пространство.
Мне, как архитектору, интересно было проследить эволюцию застройки и формирования общественного пространства этой центральной исторической улицы. Условно проспект можно разделить на несколько разных по характеру застройки частей.
- Нижняя – самая старая часть городской улицы, спускающаяся к стрелке Саровки и Сатиса;
- Монастырская – ставшая частью улицы только в советское время
- Верхняя – переходная часть улицы, где смешивается застройка 19 и 20 века
- Советская – новая часть улицы, сформировавшаяся в основном в 1950е
Я бы так и рассказывал по порядку, но важно понимать исторический контекст и ландшафтные особенности места, влиявшие на формирование улицы. Поэтому знакомство с проспектом Мира мы начнем издалека, и погрузимся в древнюю историю.
Старое Городище
Важной частью проспекта является знаменитый Саровский монастырь (Свято-Успенская Саровская пустынь). На его месте раньше было «Старое городище». Монастырские летописцы с самого основания монастыря собирали легенды о городище, и в итоге оформилась следующая версия его истории.
В 13 веке между Сатисом и Саровкой посреди мордовских земель стоял русский острог, в 1298 он был захвачен татарским ханом Бехметом, который основал на его месте город Сараклыч. В 1389 году в результате войны Москвы с Казанью, правивший здесь хан Бехан оставил город и тот пришел в запустение.
К этой легенде будет не раз обращаться монастырь и местные землевладельцы из крещеных татар для решения земельных споров. Археологические изыскания, проводившиеся с 1990х годов, подкорректировали легенду. Теперь древний домонгольский период его истории связывают не с русской крепостью, а с мордовской. Городище было столицей Пургасовой волости – зарождавшегося в начале 12 века мордовского феодального государства. Прекратило же свое существование оно в 1229 в результате похода войск волости Пурешевой волости (другого мордовского княжества) и половцев.
Так или иначе город пришел в запустение и к 17 веку от Старого городища остались только укрепления - рвы и земляные валы.
В конце 17 века на старое городище периодически приходят монахи-отшельники, а затем в 1691 иеромонах Исаакий из Введенского монастыря и монах Филарет из Санаксара удаляются сюда для пустынножительства - так основывается духовная обитель. От этой даты сейчас Саров считает свой возраст.
Старый мост
Монастырь – закрытая от мира структура. в отличие от городища с его делением на детинец и посад, где сначала заселяются укрепленные районы, а затем город выплескивается за их пределы. Поселения возникают рядом с монастырем, а не внутри стен.
Те предместья, что стояли на низком берегу Сатиса сообщались с монастырем деревянным мостом, еще долго служившим и в советское время.
На том берегу в 1946 году построили первый «финский» поселок для работников только что организованного секретного объекта КБ-11. Финский - потому что дома в поселке были построены по проектам деревянных щитовых домов, полученным в качестве репараций от Финляндии после войны. Продолжался мост улицей, ведущей к центру поселка. Эта улица и сейчас угадывается между аллеи тополей, а от поселка остался единственный коттедж.
На новом историческом витке, в 20 веке, закрытый монастырь вновь станет для Сарова «детинцем» - городским центром. За ним даже закрепится народное название «кремль», но об этом чуть позже.
#саров #закрытый город #история #городище #мордовия #нижегородская область