Найти тему
КультУра!

Жаркое солнечное лето в Третьяковке! Генрих Семирадский. "По примеру богов".

"По примеру богов", 1888 год
"По примеру богов", 1888 год
Генрих Ипполитович Семирадский родился 12(24) октября 1843 года в Харьковской области в семье офицера драгунского полка царской армии. В 1864 году окончил физико-математический факультет Харьковского университета, и в том же году поступил в Петербургскую Академию художеств.

В Третьяковской галерее всего 9 работ Семирадского: 5 живописных и 4 графических листа. Павел Михайлович Третьяков принципиально не покупал работ Семирадского. Существует мнение, что они поссорились, когда коллекционер попросил художника подписаться на полотне кириллицей, а тот ответил резким отказом.

Основной источник работ Семирадского на выставке - Русский Музей, куда его картины поступили из коллекции императора Александра III. Александр Александрович был покровителем Семирадского, высоко ценил его талант и приобретал много его работ для своей коллекции.

Эротика, обнаженная натура - одно из основных слагаемых успеха Семирадского. Впрочем, художник умеет соблюсти меру и остаться в рамках приличия. Обнаженная фигура среди одетой толпы - острое сочетание, используемое автором во многих картинах. Особенно привлекательны в этом отношении на выставке работы "Танец среди мечей" и "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине".

Реалистичные пейзажи, куда Семирадский помещает своих античных героев - еще один удачный способ автора погрузить зрителей в эти стародавние времена.

В 1895 году Генрих Семирадский получает предложение принять участие в росписи Храма Христа Спасителя. Он исполнил росписи на сюжеты "Крещение господне", "Въезд Христа в Иерусалим", "Тайная вечеря".

В 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван и работы многих художников, принимавших участие в его росписи, погибли. в том числе и большинство работ Семирадского, о которых сегодня можно судить лишь по сохранившимся фотографиям.

Однако, часть фресок художника все же уцелела. Дело в том, что Храм Христа Спасителя, не удачно расположенный в низине, постоянно страдал от сырости и плесени. Фрагменты фресок "Тайная вечеря" (1879) были сняты еще до революции, когда стало понятно, что в Храме они разрушаются и сохранить их не представляется возможным.

Фрагменты фресок "Тайная Вечеря", 1879 год
Фрагменты фресок "Тайная Вечеря", 1879 год

Спасибо, что дочитали статью! Пишите, пожалуйста, комментарии. Также рекомендую послушать бесплатный подкаст о Генрихе Семирадском и выставке в Третьяковке и скачать книги о художниках со скидкой 10%.