Найти тему
Романтика окраин

Солнечный день на Светлом проезде

Физкульт-привет, дорогие друзья!

Сегодня, прежде чем продолжить обещанный вам в прошлый раз рассказ о 6-м трамвае, я хочу сделать небольшое лирическое отступление и поделиться с вами прогулкой по одному нетривиальному кварталу, а именно 51-му микрорайону Сокола, который состоит всего из одной улицы - Светлого проезда. Дело в том, что, начиная прогулку по маршруту 6-го трамвая с другой стороны, я решил совместить приятное с полезным и, прежде чем пуститься в дальний путь к Восточному мосту, сначала заглянуть в этот потерянный во времени уголок, который всегда как-то незаслуженно обходил стороной. Тем более, что расположен он прямо рядом с трамвайной линией, так что далеко ходить было не нужно.

1. Прогулку начинаем от платформы Стрешнево МЦК, один из выходов с которой ведёт как раз к 51-му микрорайону Сокола.

2. 51-й микрорайон является эдаким Бермудским треугольником, ограниченным с трёх сторон Окружной железной дорогой, Рижским направлением железной дороги и улицей Константина Царёва, вдоль которой также проходит соединительная ветвь № 28 (Серебряный бор - Подмосковная), через которую осуществляется выдача Ласточек на МЦК из ТЧ-96 Подмосковная и наоборот. Фактически, главная и единственная улица микрорайона - Светлый проезд представляет собой замкнутую дорогу в форме прямоугольника со сторонами 250 и 200 метров, которая имеет единственное автомобильное соединение с улицей Константина Царёва, причём через переезд на упомянутой 28-й ветви.

-2

3. В связи со всем вышеупомянутым, транспортная доступность микрорайона всегда была не очень, единственным общественным транспортом были автобусы и трамваи, проходящие по улице Константина Царёва, движение же автомобильного транспорта сильно зависимо от переезда. Впрочем, сейчас Ласточки там ходят не столь часто, а грузовых в последнее время вообще не видать, так что с этим проблема стоит не столь остро. Однако, открытие платформы Стрешнево (да ещё и с возможностью пересадки на Рижское направление (D2) сильно улучшило ситуацию и, вопреки мнению скептиков, местные жители довольно активно ею пользуются.

-3

4. Светлый проезд, а вместе с ним и микрорайон появились в конце 1950-х годов. Застроен он был в основном типовыми кирпичными 4-этажными домами 1957—1959 годов постройки серий I-410 (САКБ) и МГ-1. Своё название проезд получил в 1964 году по предложению жителей района.

Среди местных жителей микрорайон называют «Кукуевка». Как предполагается, такое название появилось из-за железных дорог, которые по периметру окружают квартал. Проходящие со всех сторон поезда нередко издавали гудок «ку-ку» — отсюда и название — «кукуевка». Также пишут, что среди студентов расположенного по соседству МАИ, бытовало название «Кукуй-слобода». Есть и другая, менее приличная версия происхождения названия, но её я озвучивать, пожалуй, не буду. Попробуйте догадаться сами :)

-4

5. Нельзя сказать, что микрорайон чем-то выделяется в архитектурном плане, но благодаря его замкнутости, правильной планировке и низкой этажности, а также большому количеству зелёных насаждений, он выглядит довольно уютным. Там приятно гулять. На фото дом серии МГ-1 1957-го года постройки. Всего таких домов в микрорайоне шесть, они расположены как бы посередине вдоль главной пешеходной аллеи по три с каждой стороны.

-5

6. Соответственно левее и правее от домов серии МГ-1 расположены по две группы дворов, состоящих из двух домов серии I-410 (САКБ), как на фото, смотрящих фасадами друг на друга. Оба дома в этом дворе построены в 1957-м году.

-6

7. Я как-то упустил момент, но, кажется, что недавно в микрорайоне было произведено благоустройство и ремонт домов, потому что раньше здесь всё выглядело не столь презентабельно. При этом отсутствует искусственный "пластмассовый" собянинский лоск, что не может не радовать.

-7

8. Просто чисто, аккуратно, тихо и (внимание!) никаких человейников. Пока.

-8

9. Собственно вот эта чистота да номера на автомобилях - единственное, что выдаёт в этой местности Москву. Если отбросить эти факторы, то микрорайон вполне можно было бы принять за какой-нибудь провинциальный городок.

-9

10. Детские площадки довольно обыденные, но есть в каждом дворе, так что у местной детворы с этим проблем нет. Кстати, вот этот дом на фото, хотя и относится к той же серии, что и соседние - имеет свою особенность, дымовую трубу. Видимо, там во времена оны имелась своя котельная. Также на фото можно заметить замурованную вентшахту, что намекает на наличие бомбоубежища.

-10

11.

-11

12. Главная пешеходная аллея, проходящая через середину микрорайона. Довольно милое местечко. Пенсионер на лавочке читает газету, всё как в старые добрые времена.

-12

13.

-13

14. От главной аллеи по бокам расходятся дорожки, ведущие в каждый из дворов.

-14

15. Дом серии МГ-1 1958-го года.

-15

16. А венчает пешеходную аллею единственный местный «небоскрёб» - пятиэтажный жилой дом серии I-511, построенный позже всех остальных, в 1960 году. Судя по всему, в былые времена на первом этаже располагался магазин или несколько магазинов. Сейчас помещения пустуют. Вообще, надо сказать, с магазинами здесь не очень.

-16

17. Слева от единственной пятиэтажки расположено ещё одно примечательное сооружение - здание мастерской скульптора Д. Б. Рябичева, построенное в 1967-м году. У истоков создания скульптурной мастерской стоял сам выдающийся скульптор современности Дмитрий (Даниил) Борисович Рябичев (1926-1995). Являлся народным художником России, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Международной премии ЮНЕСКО.

В этой скульптурной мастерской были созданы многие произведения монументальной и станковой скульптуры для городов России и мира, среди которых монумент 14-ти туркестанским комиссарам, установленный в городе Ташкенте, скульптурно-архитектурный ансамбль «Мужество», скульптурно-архитектурный ансамбль в Коломне, посвященный подвигу воинов-коломенцев, погибших в Великой Отечественной войне, Мемориал воинам-сибирякам в городе Омске, памятник дружинникам, участникам боев на баррикадах 1905 года, установленный в Москве на Красной Пресне, и многие другие. Сегодня в Мастерской продолжают работать сын Дмитрия Борисовича скульптор Александр Рябичев и внучка Даниэла.

-17

18.

-18

19. Двор единственной пятиэтажки. Люки в подвальное помещение намекают, что здесь велась выгрузка товаров, которые затем продавались в неработающем ныне магазине/магазинах.

-19

20. А ещё этот двор граничит с гаражами и здесь можно увидеть настоящую коллекцию различных типов советских заборов.

-20

21. И весьма симпатичную детскую площадку.

-21

22. Открытие какого-нибудь Перекрёстка или хотя бы Пятёрочки в пустующих помещениях очень не помешало бы жителям микрорайона, да и транзитным прохожим тоже.

-22

23. Двигаемся обратно в сторону платформы Стрешнево.

-23

24. Ещё разок дом с трубой с другого ракурса.

-24

25. А теперь взглянем на единственное здешнее производство - Хлебозавод № 24, существующий с 1973-го года (в 2003 году контрольный пакет акций ЗАО «Хлебозавод №24» приобрело ОАО «Хлебозавод №28»).

-25

26. Хотя, точнее будет сказать, что уже не существующий, а существовавший. Во всяком случае всё на это указывает.

-26

27. Если раньше вокруг хлебозавода вкусно пахло свежим хлебом, а на самом производстве чувствовалось какое-то движение, то сейчас здесь царит тишина и хлебом совсем не пахнет. Несмотря на кажущуюся провинциальность, это всё-таки Москва, а хлеб, как известно, вредное производство, похлеще металлургии и нефтепродуктов! И такие производства должны быть немедленно закрыты из заботы об экологии и выведены за пределы МКАД, а лучше всего в Китай. Иронизирую, если кто не понял.

-27

28. Напротив хлебозавода расположен Технический пожарно-спасательный колледж № 57 им. В. М. Максимчука.

-28

29. А вот как выглядит типовой двор микрорайона целиком.

-29

30. За воротами хлебозавода тишина.

-30

31. Видимо, "эффективные" менеджеры-таки добили производство, лишив людей рабочих мест, а Москву ещё одного собственного предприятия пищевой промышленности. Оптимизировали, так сказать. Теперь остаётся лишь дождаться сноса производства и появления в микрорайоне первого человейника.

-31

32. Такого вон как те, на заднем плане кадра переезда на Светлом проезде через соединительную ветвь № 28 к улице Константина Царёва.

-32

33. Единственным местом в здании завода, где есть хоть какое-то подобие бурления жизни - это вот этот маленький продуктовый магазинчик у переезда.

-33

34. Ветвь № 28. Вид в сторону Подмосковной.

-34

35. И редкий ныне зверь - Pesa Fokstrot 31-го маршрута у остановки «Станция Стрешнево» (ранее «Светлый проезд»).

-35

На этом на сегодня всё. В следующий раз у нас будет ещё одно небольшое отступление от темы тушинских трамваев, ну, а затем, как и обещал, пойдём дальше по трамвайным рельсам. Прямо туда, под путепровод Волоколамки на заднем плане и далее. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!

#москва #районы москвы #сокол #сао #архитектура #история #трамвай #мцк #прогулки по москве #интересные места в москве