Найти тему
1,3K подписчиков

Исчезающие «Кижи» Новой Москвы

104 прочитали
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Хочу рассказать о довольно известном месте – урочище Борисовка-Введенское, которое находится в той же стороне, что описанные ранее святыни Переделкино, в 25 км от МКАД по Киевскому шоссе (GPS:55.470194, 37.175589). Но, несмотря на географическую близость, добраться туда не просто. Урочище расположено в самом центре Малинского лесничества, которое местные активисты уже много лет безуспешно пытаются перевести в охраняемый природный заказник. Из всего этого огромного массива с ценными реликтовыми растениями официально выделен только небольшой участок в пределах долины местной речушки Жилетовки, как памятник природы регионального значения «Чёрноольховый лес».

Известность данная местность получила в 2012-14 годах, когда до этих мест добрались московские застройщики, планировавшие разместить здесь коттеджный поселок. Помимо природных территорий, здесь же располагался кооператив «Крестьянская оратайская школа» (КОШ), основанный в начале двухтысячных современным православным мыслителем Александром Петровичем Кугаем, который был против коттеджей. В пределах этого кооператива и были воздвигнуты храмовые комплексы, а также размещались различные хозяйственные объекты: пасека, пашни, баня и т.д. В эти годы здесь развернулась целая война, с арестами, судами, митингами и избиениями. В итоге коттеджный поселок «Каменка Таун» стоит уже несколько лет недостроенным, но под угрозой исчезновения оказался и деревянный храмовый комплекс на другой стороне пруда, владельцы которого сопротивлялись застройке. Самому Александру Кугаю уже почти 80 лет и ему все сложнее бороться за выживание КОШа. Но не хочу подробно останавливаться на этом конфликте. Акцентирую свое внимание на истории, архитектуре и людях, создавших эту жемчужину.

Хочу рассказать о довольно известном месте – урочище Борисовка-Введенское, которое находится в той же стороне, что описанные ранее святыни Переделкино, в 25 км от МКАД по Киевскому шоссе (GPS:55.-2

Деревня Введенское-Борисовка впервые упоминается в 1768 году, дата ее образования неизвестна, но, скорее всего, много раньше указанной даты. До революции эта глухая деревня, стоящая на берегу речки Волоконовки (Нижней Борисовки) была известна произошедшим здесь чудесным явлением иконы Введения во Храм Пресвятой Богородицы на сосне, о чем сейчас напоминает поклонный крест. После революции село стало подсобным хозяйством НКВД (по близости было расположено место массовых расстрелов «Коммунарка»). Где-то здесь проходила линия обороны Москвы в 1941 году. После войны и без того малонаселенная деревенька окончательно опустела и к 50-м годам полностью исчезла, как неперспективная, разделив судьбу многих сел, расположенных близ Москвы. Однако, до 1960-х здесь еще стоял либо заброшенный деревянный храм, либо часовня иконы Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Церковь Спаса Преображения.
Церковь Спаса Преображения.

В конце девяностых эти земли арендовал Александр Петрович Кугай, человек глубоко верующий. Его поддерживали сыновья Петр и Павел, а также другие неравнодушные люди. Так был образован упомянутый выше кооператив. Планов по созданию и возрождению здесь русского поселения было много, но осуществить оказалось по силам гораздо меньше: небольшое аграрное хозяйство, пасека и храмовый комплекс. Религиозные объекты заслуживают особого внимания.

Церковь Спиридона Тримифунтского.
Церковь Спиридона Тримифунтского.

Комплекс состоит из Введенского храма, Спасского храма, отдельно стоящей колокольни и храма святителя Спиридона Тримифунтского. Все они были возведены из дерева в лучших традициях русского деревянного зодчества в 2003-12 годах. Храмы выполнены очень качественно, что не удивительно, т.к. главными архитекторами храмов стали Андрей Борисович Бодэ (не путать с баронами Боде), Елена Александровна Ополовникова, Саратовская Ю.Э, все прославленные кандидаты архитектуры.

Так, Андрей Борисович Бодэ, окончивший Московский архитектурный институт, в 2005 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Характерные особенности деревянного культового зодчества Поонежья XVII – XIX вв.», является ведущим научным сотрудником НИИТИАГ, заведующий сектором деревянного зодчества, советник РААСН, а также архитектор-реставратор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских.

Андрей Борисович Бодэ
Андрей Борисович Бодэ

Елена Александровна Ополовникова – дочь самого известного советского и российского специалиста по русскому деревянному зодчеству Александра Викторовича Ополовникова, который был одним из создателей всемирно известного музея в Кижах. Она также окончила МАРХИ, всю жизнь занималась научным исследованием русского деревянного зодчества, выявлением памятников архитектуры, автор множества статей. Самый известный ее проект – воссозданный в Коломенском дворец Алексея Михайловича.

Елена Александровна Ополовникова
Елена Александровна Ополовникова

Логично предположить, что все эти прославленные архитекторы были близки семейству Кугаев. Не зря спустя год после смерти Е.А. Ополовниковой на 12-х Кадашевских чтениях в 2012 году выступил Петр Кугай, посвятивший свой доклад памяти Елены Александровны. Вот, что он писал о ней: «Мы познакомились с Еленой Александровной более 10 лет назад, когда вели строительство церкви Спаса-Преображения и Казанской иконы Божией Матери в Урочище Введенское-Борисовка, по образцу памятника древнерусского деревянного зодчества – Спас-Вежского храма. Тогда в наш проект она внесла коррективы, во многом благодаря которым храм обрел гармонию и красоту. Елена Александровна продолжала консультировать нас и после (так, с ее помощью определился архитектурный образ возведенной в урочище Введенской церкви, еще некоторых построек). Делала она это совершенно бескорыстно и самоотверженно, с готовностью по первой просьбе принять нас в своем доме, по первому зову выехать на строительную площадку. (…) Мы благодарны Богу за то, что Он свел нас с Еленой Александровной».

Этих людей объединяла общая идея и общие цели, освященные молитвами отца Николая Гурьянова. Между прочим, в Москве и Московской области до сих пор нет музея деревянного зодчества под открытым небом, как в Вологодской, Костромской, Владимирской и иных древних областях России, что странно, т.к. потребность в таком музейном комплексе явно есть (музей в Коломенском при всех своих преимуществах все-таки не дотягивает до уровня региональных музеев деревянного зодчества). Москва, как и другие княжества Залесской Руси, всегда славилась своими деревянными строениями и зодчими их создавшими. Поэтому неудивительно, что данный комплекс в народе стали называть подмосковными «Кижами». И у нас еще есть шанс увидеть это чудо воочию, пока храмы стоят нетронутыми.

Пятистолпная колокольня.
Пятистолпная колокольня.

Все они были сделаны с учетом богатого опыта архитекторов и на основе древних ранее существующих храмов, расположенных на Русском севере. Так, храм святителя Спиридона Тримифунтского создан на основе привратной Казанской церкви Илимского острога 1679 г. постройки, который расположен в Иркутском архитектурно-этнографическом музее «Тальцы». Преображенский храм – копия одноименной церкви 1713 года из села Спас-Вёжи Минского стана Костромской губернии, сгоревшей в 2002 году в музее Ипатьевского монастыря. Отдельно стоящая пятистолпная колокольня, создана по образцу утраченной колокольни Одигитриевской церкви села Кимжа Мезенского района Архангельской области, построенной в 1763 году. Введенская церковь – на основе не сохранившегося храма святителя Василия Великого, построенного в конце XVI в. на Васильевском (Шохны) погосте Кинешемского уезда Костромской губернии.

Использованная литература:

- https://kelohouse.ru/pamiati-eleny-aleksandrovny-opolovnikovoi.html

- https://museum-sloboda.livejournal.com/49727.html

- https://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/09/20/bitva_za_novuyu_moskvu_borisovka_kak_rubezh/

- https://sobory.ru/architect/abbode

- https://sobory.ru/article/?object=16078

- https://sobory.ru/article/?object=16077

- https://sobory.ru/article/?object=27714

- https://nataturka.ru/muzey-usadba/urochishhe-vvedenskoe-borisovka.html

- https://architectstyle.livejournal.com/683046.html

- https://archi.ru/press/russia/49203/bylinnoe-urochische-podmoskovya

- Кугай П. Древнерусское деревянное зодчество — богословие в формах : Памяти Елены Александровны Ополовниковой // XI Кадашевские чтения : конф. — 2012, 31 мая.

- фото Воронов Юрий Викторович (https://sobory.ru), Майкл Дикий (https://zen.yandex.ru/media/id/5ff429702fd96e1c59570cb5/unikalnyi-hramovyi-kompleks-urochisce-vvedenskoeborisovka-6016ccb817d39f78dfb4eb89)

#достопримечательность

#храм

#история

#русское деревянное зодчество