Найти тему
Портал МОСТ

Проиграла ли Япония мировую войну из-за нефти?

История конфликта на Тихом океане во время Второй мировой войны, по моему мнению, почти целиком относится к «сказкам для идиотов». Этим хлестким выражением лично я обозначаю такую версию истории, в которой объяснение событий оказывается невозможным без объявления одной из сторон глупцами, будто бы не ведавшими, что творят.

Концы не сходятся с концами. Почему Япония вообще решилась воевать с двумя сильнейшими на тот момент державами – США и Великобританией? Соединенные Штаты были мировым индустриальным гигантом, а Великобритания в ту эпоху не только имела мощную промышленность в метрополии, но и обширную колониальную империю по всему миру, снабжавшую её сырьем и продовольствием.

Вопрос становится еще более интересным в свете того, что Япония не попыталась атаковать СССР, который в момент подготовки нападения на Перл-Харбор, именно осенью 1941 года, стоял на грани гибели. СССР под ударом с двух сторон мог и пасть к ногам завоевателей со всеми своими обширными ресурсами. Но Япония такой попытки не сделала.

История от победителей

Нам рассказывают, что нападение на США было вызвано нефтяным эмбарго и прекращением экспорта «чёрного золота» в Японию. Это объяснение правдиво только отчасти, поскольку оккупация Голландской Ост-Индии (нынешней Индонезии) вовсе не компенсировала выпавший американский импорт. В 1939 году из 3,3 млн тонн импортной нефти 2,5 млн тонн приходилось на США и лишь 573 тысячи тонн на Голландскую Ост-Индию. В 1942 году японцам удалось ввезти 538 тысяч тонн нефти. За всю войну японцам так и не получилось выйти на довоенные объемы ввоза нефти, поскольку оккупированные Голландская Ост-Индия и Британское Борнео просто не могли дать столько «черного золота».

Также нам рассказывают, что Япония потерпела поражение из-за нехватки нефти. В 1937 году Япония потребляла 3,6 млн тонн нефти, а в июле 1945 года 110 тысяч тонн. С апреля по октябрь 1945 года японские заводы переработали 72,1 тысяч тонн нефти, произвели 70,2 тысячи тонн нефтепродуктов, из которых было 11 тысяч тонн бензина и 34,2 тысяч тонн мазута. При этом собственная добыча в 1945 году составляла 212,3 тысяч тонн нефти, а на складах с мая по конец августа 1945 года было уничтожено 407,7 тысяч тонн нефти, как следует из американских оценок. Еще было произведено 24,6 тысяч тонн синтетического топлива в апреле-августе 1945 года.

Цифры никак не хотят складываться в систему. Из этих данных можно было бы заключить, что японцы создали в конце войны резервы в размере более чем двухгодовой добычи в Японии, но не могли этот запас переработать в нефтепродукты. Почему? Так и остается неизвестным…

-2

Историю Японской империи, в сущности, писали победители. Самим японцам не позволялось иметь своего мнения. Они в целом соглашались с предложенной картиной своей истории, и лишь у себя, по-японски, изливали душу в рассказах, что все было немного не так, как принято думать. Победители написали историю поверженного противника плохо и недобросовестно.

-3

Во-первых, потому, что мало кто из западных исследователей возьмется глубоко изучать японские источники. Нужно хорошо знать непростой японский язык и погрузиться в тонкости японской военщины и обслуживавшего его военно-промышленного комплекса. Легче просто насочинять. Потому-то данные у исследователей не совпадают между собой и не приводят к какой-то целостной картине. Не говоря уже о том, что они просто не полны.

Во-вторых, западные, особенно американские исследователи, написали историю так, как они понимали сами. В США автомобилизация ещё до Второй мировой играла огромную роль; на конец войны насчитывалось 26 миллионов автомобилей. Потому нефть имела ключевое значение. Потому американцы даже не попытались понять, что японская экономика была совсем другой по структуре, их транспортная система несравненно меньше зависела от нефти.

Уголь был важнее

Действительно, автомобилизация в Японии до войны и в ее ходе фактически не началась. Автомобилей производилось мало, японские автопроизводители делали автомобили главным образом для армии. Основной грузопоток обслуживался железными дорогами и торговыми судами, которые в то время в основном потребляли уголь.

Потому сравнительно небольшое количество нефти и нефтепродуктов, которыми располагала Япония в ходе войны, было связано вовсе не с неспособностью империи обеспечить себя нефтью, как многие простодушно полагают, а характером потребления. Да и среди нефтепродуктов преобладал топочный мазут, на который приходилось 48% произведенных в 1945 году нефтепродуктов. Топочный мазут – это флот, военный и торговый, а также отчасти железные дороги.

До начала войны Япония потребляла на пике, в 1940 году, 66,5 млн тонн угля, из которых 57,3 млн тонн добывалось в метрополии, а 8,6 млн тонн ввозилось. В ходе войны потребление угля непрерывно падало, и в 1944 году снизилось до 50,5 млн тонн, из которых 49,3 млн тонн добывалось внутри страны, а еще 2,4 млн тонн ввозилось. В том году на складах имелось 4 млн тонн угля. В 1945 году данные еще более интересные. Потребление угля упало до 14,6 млн тонн, а добыча внутри страны сократилась до 16,1 млн тонн. Складские запасы выросли до 7,8 млн тонн.

Запасы угля образуются, если шахты продолжают добычу, но уже не могут вывозить добытый уголь. Это неудивительно, поскольку японское торговое судоходство претерпело колоссальный урон. В 1941 году у Японии было 6,3 млн тонн тоннажа (по другим данным в декабре 1941 году – 5,2 млн тонн), построено за войну – 3,9 млн тонн, а было потоплено – 8,7 млн тонн. В 1945 году оставалось лишь 1,5 млн тонн торгового тоннажа.

-4

Интересно отметить то, что статистика советских и японских исследователей в этом вопросе не совпадает. Яков Певзнер (кстати, в годы войны агент советской военной разведки в Японии) приводит одни цифры, большие, тогда как А. Хара (Hara A. “Japan: guns before rice“ // The Economics of World War II. Six Great Powers in International Comparision. Cambridge, “Cambridge University Press”, 1998) приводит другие, меньшие. Оба исследователя согласны лишь с оценкой японского торгового тоннажа на август 1945 года.

В любом случае, морской транспорт Японии был фактически парализован. Если в 1941 году судоходство потребляло 2,9 млн тонн угля, то в 1944 году – 1 млн тонн, а в 1945 году – лишь 300 тысяч тонн. Железные дороги, для сравнения: 1941 – 5,1 млн тонн, 1944 – 8,1 млн тонн, а в 1945 году – 3,4 млн тонн. Все эти данные имеют лишь иллюстративный характер, поскольку их надо перепроверять и сверять с японскими источниками.

Таким образом, резкое сокращение основного вида топлива – угля, видимо, и поставило Японию в условия экономического краха и промышленного паралича. Но вот как Япония лишилась угля, этот вопрос остался совершенно неисследованным.

Крах всего хозяйства

Если нам говорят, что Япония якобы проиграла войну из-за нефти, то данные по другим отраслях показывают крах вообще всего хозяйства, во всех его основных отраслях. Сведения по добыче угля (возможно, не точные; у исследователей они не совпадают с большим зазором) уже приводились.

Теперь, выплавка стали. В 1944 году в Японии производилось 4,6 млн тонн стали, в Корее – 88 тысяч тонн, в Маньчжурии – 244 тысяч тонн. В 1945 году: 524 тысяч тонн, 12 тысяч тонн и 120 тысяч тонн соответственно.

Добыча бокситов упала с 225,2 тысяч тонн в 1944 году до 16,2 тысяч тонн в 1945 году, а выплавка алюминия – с 110,4 тысяч тонн (что весьма неплохо!) до 6,6 тысяч тонн.

Сбор риса составил в 1944 году 59 млн коку (8,85 млн тонн), а в 1945 году – 39 млн коку (5,8 млн тонн), при том, что посевные площади под урожай 1945 года сократились ненамного по сравнению с предшествующим годом.

-5

Словом, в 1945 году повалилась вообще вся японская экономика. Причем странным образом. Во-первых, резко сократилось производство, хотя имелись еще мощности предприятий и имелось сырье, которое перерабатывалось далеко не полностью, что видно хотя бы на примере нефтепереработки. Во-вторых, если падение промышленности в самой Японии еще можно объяснить американскими бомбардировками, то что же такого происходило в Корее и в Маньчжурии, в которой тоже произошло впечатляющее падение производства? Например, выплавка стали в Корее упала более чем в 7 раз! На этих территориях еще не было боевых действий. Корею и Маньчжурию не бомбили. Данные собраны за первую половину 1945 года, по крайней мере до момента капитуляции. Вопросы остаются без ответа, и даже нет признаков того, что исследователи пытались в них разобраться.

Как сокращение добычи и переработки нефти могло привести к падению производства стали в 9,2 раза? Что, и рис тоже не собрали из-за нехватки нефти? Подобного рода «историю» только и можно назвать лишь «сказками для идиотов».

Загадок в истории того, как Японская империя начала, вела и проиграла вела войну на Тихом океане, более чем достаточно. Тут есть, что исследовать.

-6