Что можно увидеть в экспозиции Ирбитского Государственного Музея Мотоциклов? – Урал… ну, жёлтый Урал для ГАИ, ещё спортивную версию, что не отличается принципиально. А вот и нет! Можно увидеть много интересных моделей, которые, к сожалению, сразу стали музейной ценностью.
Мотоцикл «Кобра» ИМЗ-8.1234
Год выпуска 1998. Максимальная скорость 130 км/ч. Объём 720 куб.см. Мощность 40л.с.
Всего было выпущено 16 мотоциклов. Можно предположить, что в Великобритании нашу «Кобру» можно встретить гораздо чаще, чем в России. Документально известно, что два таких мотоцикла сохранил сам музей, за что его сотрудникам огромное спасибо. 3 штуки были проданы в нашей стране (возможно, они уехали в республики бывшего СССР), а оставшиеся на заводе 11 машин никому не были нужны. Но однажды приехали англичане и скупили их все. Так что, если увидите такой мотоцикл, то это действительно большая редкость.
Кстати, проект «АвтоДром в Йошкар-Оле» ещё только собирается в Ирбит, но с музейной экспозиций мы встречались несколько раз на фестивалях ретро техники. Каждый год, музей привозит мотоциклы, например, на фестиваль в Казань, который обычно проходит в августе.
Экспериментальный мотоцикл М-67 Э.
Уже в 1974 году Ирбитский Мотоциклетный Завод задумывался о производстве машины для американского рынка. Максимальная скорость 130 км/ч. Объём 649 куб.см. Мощность 32 л.с.
Даже если бы эту модель смогли поставить на конвейер, то начавшаяся в скором времени война в Афганистане всё равно перечеркнула бы все планы завода. И не смог бы СССР продавать свою технику ни в какую Америку ни в США, ни Канаду, ни даже Мексику.
М-67 Э имел 12-вольтовое электрооборудование. На фото видно, что мотоцикл шёл сразу с дугами безопасности, на нём сдвоенное седло. Не понятно, почему такой мотоцикл нельзя было предложить советскому покупателю? Тем не менее, сегодня картина на ИМЗ изменилась с точностью наоборот. Большая часть мотоциклов как раз уходит на запад. Более того, наверняка вы слыхали или читали в новостях, что производство «Уралов» переносят из России, чтобы продукция и само предприятие не попали под санкции. Вот так… был «Урал» наш, стал…
Правда, не всё так мрачно. Большинство деталей так и продолжают производить в Ирбите, а сборка готовых мотоциклов производится теперь в Казахстане.