Книга «Топ-10, или Мужчина Моей Мечты» подводит теоретическую базу под куршевельские похождения российских олигархов.
Первый же отзыв на новый роман Татьяны Огородниковой «Топ-10, или Мужчина Моей Мечты» на одном из интернет-порталов звучал так: «Наконец среди авторов появилась ЗЛАЯ писательница в хорошем смысле слова. Стало сразу многое понятно из ИХ поведения».
Насчет «злой» — чистая правда. В «Топ--10», как и в предыдущую книгу Огородниковой «Брачный контракт», преизрядно добавлено желчи и цинизма. Именно потому, что обе книги посвящены ИМ. Мужчинам. Богатым мужчинам, это важно.
Огородникова, если кто забыл, — видный представитель так называемой «рублевской прозы», главным вкладом которой в русскую литературу все еще остается специализированно-зауженный «под жанр» формат обложек.
Причем не худший представитель.
Во-первых, ей свою великосветскость доказывать не надо — жена главы крупнейшей кинокомпании страны является давним и заметным персонажем светской хроники. Бизнес-дама, победительница конкурса «Самая стильная светская персона Москвы», продюсер мюзиклов «Cats» и «Иствикские ведьмы», теперь вот еще и писательница. А «необщность выражения» ее литературного лица состоит как раз в том, что в отличие от своих коллег, потчующих читателя соплями в сахаре, Огородникова на редкость категорична, правдива и зла.
Что же нам расскажут о «Мужчине Моей Мечты»? Как и в первом романе, ничего хорошего. Магистральный месседж прежний — «Все мужики сволочи». Гнусные обманщики и лживые предатели. Единственный мужик, который не сволочь, — это тот, в которого женщина в данный момент влюблена. Но лишь потому, что «у влюбленных людей есть уникальное качество — идеализировать любимого».
Проще говоря, любой мужик либо гад, либо ты обманываешься. Очень оптимистично.
А вот с «хорошим смыслом слова» — сложнее. Несмотря на поминание во второй фразе предисловия Эрнеста Хемингуэя, Питера Джеймса и Джона Фаулза, предлагаемое творение несколько хуже по качеству. Нет, по сравнению с «Брачным контрактом» прогресс, безусловно, налицо (первую книгу Огородниковой «Женский изгиб: внебрачные узы», изданную под псевдонимом Маруся Питерская, не будем вспоминать из соображений гуманизма). Если «Брачный контракт» представлял собой сборник рублевских баек, неловко переложенных брачно-юридической заумью, то в новой книге появился сюжет, пусть и неказистый.
Бизнес-леди по имени Анна мало-помалу поднимает свой бизнес — агентство, занимающее устройством свадеб и прочих банкетов для олигархов и нуворишей, «Торжественные церемонии. Top level». В процессе трудового обогащения (а впоследствии и попыток наладить собственную личную жизнь) дама общается со множеством мужчин, которых, в связи со склонностью к полочкам, классифицирует. Всех этих «додиков», «еврейских пап», «жестких диктаторов» и «холостяков по жизни», кроме пола, объединяет только одно — изрядная неприглядность.
Кунсткамера какая-то, ей-богу. Парад-алле уродцев.
В чем Огородниковой действительно не откажешь, так это в постоянстве. Тезис «не зарьтесь на богатых мужиков, они все негодяи» продвигается ею с таким упорством, что поневоле подозреваешь подвох. Вроде бы и сама жизнь раз за разом подтверждает истинность этой посылки — то автомобильными авариями с таинственными попутчицами в Ницце, то нравоблюстительными облавами в Куршевеле. Но читателя не покидает ощущение, что истинная цель писательницы — отвадить от «папиков» молодых «дворняжек» (так она называет юных охотниц за олигархами), переключить их кипучую энергию на другие цели.
Тем самым Огородникова, несмотря на формальную принадлежность к «гламурной прозе», становится главным оппонентом «рублевских соловьих». В то время как все остальные подкупают читательниц живописанием прелестей великосветской жизни и рассказами про сегодняшних Золушек, желчная мадам вновь и вновь призывает: «Не ходите, дети, в Жуковку гулять!»
«Мы сами порождаем моду, суть которой в том, что начинать жизнь нужно с кошелька чужого мужа. Вместо того чтобы разъяснять девчонкам, что они идут к собственной гибели, заманивая к себе в постель отцов своих сверстниц, на тренингах и в прессе легко дается полноценный курс превращения в то ничтожество, которое и хотят видеть рядом с собой многие мужчины. В бессловесных тупоголовых кукол».
Да, о «рублевской жизни» автор знает куда больше своих коллег, которые в лучшем случае «видали, как барин едал». Безусловно, книги Огородниковой куда правдивее, чем какие-нибудь сказки Оксаны Робски: некоторые эпизоды романа — вполне себе реальные случаи, обсуждавшиеся в тусовке не так давно. Вот только автор наш чем дальше, тем больше напоминает человека, который на новогодней елке истошно блажит: «Дети, опомнитесь! Что вы делаете?! Деда Мороза не бывает!!!».
Огородникова Т. Топ--10, или Мужчина Моей Мечты. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
___________________
Подписывайтесь на мой канал "Читать книги", и спасибо, что дочитали.
Если вы любите читать, рискну предложить вам познакомиться с моей книгой "Куда идем мы" - https://author.today/reader/128812/1029703.
Это роман-римейк великого китайского романа "Путешествие на Запад".
Это четверо отмороженных придурков, с боями пробивающиеся на запад, причем самый низкоуровневый едет верхом на пятом члене этой компании, вполне себе разумном.
Еще в этой книге есть драчливые демоны и похотливые демонессы, троллинг и булинг, юмор и дружеские подколки, серьезные косяки и принцип стоять друг за друга насмерть как руководство к действию.
Если вам понравится - я буду рад.