Найти тему
George Rooke

О том, на что готовы мужчины ради женщин)

Началось все с того, что известный корсар Робер Сюркуф в 1797 году вернулся во Францию, в Нант, и… влюбился. Однако девица Мари Блез оказалась из зажиточной семьи, и ее папаша дочку свою за голодранца, коим и оставался пока Робер, отдавать не хотел. Сюркуф подумал, и… решил вернуться к Индийским берегам, дабы заработать денег каперством и жениться. В Нанте с помощью будущего тестя был снаряжен 14-пушечный каперский корабль «Кларисс», Сюркуф получил каперское свидетельство, и отплыл на Реюньон. 5 декабря 1798 года Робер достиг пункта назначения, привел корабль в порядок после долгого плавания, и вышел в море. В январе 1799 года у Суматры он захватил два 20-пушечных торговых брига, которые отвел на Иль-де-Франс.

16 августа «Кларисс» опять вышел в очередное крейсерство, на этот раз к Яве, где были захвачены датский купец, португальский торговец «Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон», а так же британский «ост-индиец» «Оспешес» (Auspicious) с грузом на сумму 1 032 580 франков.

30 декабря 1799 года Сюркуф совершил самый дерзкий по наглости захват – на глазах у британского 38-пушечного фрегата «Сибилл» и двух 16-пушечных шлюпов он захватил торговый корабль «Джеймс», потом продолжил крейсерство, взяв суда «Кэтрин», «Хейдербукс», «Энн-Мари», «Нуэстра Сеньора де ла Крус», «Луи», «Жанна», «Нотр-Дам де Бон Саксесс» и «Альбион», с которыми счастливо вернулся на Иль-де-Франс.

Там Сюркуф сменил «Кларисс» на 18-пушечный бриг «Конфьянс» и в конце апреля оказался в Зондском проливе, выискивая очередную жертву. Был захвачен американский купец, шедший в Калькутту, далее в Бенгальском заливе – шхуна «Прайз», ну а 19 октября, недалеко от Калькутты Сюркуф наткнулся на 40-пушечный «ост-индиец» «Кент», имеющий 300 человек экипажа и 137 пассажиров.

Робер, не раздумывая, скомандовал «К бою!». Для поднятия духа команде были розданы чашки кофе с ромом. При этом на запрос британца Сюркуф ответил, вывесив флагами какую-то непонятную белиберду и не показывая флага страны происхождения. «Кент», недолго думая, дал залп – мимо! Сюркуф ответил – недолет!

И 18-пушечный «Конфьянс» с командой в 86 человек понесся на абордаж 40-пушечника с командой в 437 человек (если считать и пассажиров). Бриг быстро преодолел опасное расстояние, и по аналогии в «Тритоном», французский капер оказался в мертвой зоне, ядра англичан просто пролетали выше.

Не верхнюю палубу полетели ручные гранаты, французы пошли врукопашную. Гарнере, художник при команде Сюркуфа, описывая захват «Кента», вспоминал позже: «это была грандиозная бойня. Прошу разрешения обойти молчанием тяжелые для меня воспоминания о тех, кто в смертельном объятии соскользнул с палубы «Кента» в море и держался на воде с помощью одной руки, поскольку во второй был зажат кинжал; многие попали меж двух судов, и их раздавило». Капитан «Кента» погиб от взрыва гранаты, сопротивление возглавил первый лейтенант. Был момент, когда подавленные численностью англичан, французы в сердцах закричали: «Черт возьми, да они воскресают по-видимому!». Тем не менее, через полтора часа дело было кончено – Сюркуф захватил «ост-индиец», набитый золотом и серебром (судно шло в Кантон для закупки чая и шелка в Китае).

Говорят, после боя между Сюркуфом и первым помощником, попавшим в плен, произошел следующий диалог:

Англичанин: «Мы, британцы, всегда сражаемся за честь, а вы, французы, всегда сражаетесь за деньги».

Сюркуф: «Каждый сражается за то, чего ему не хватает».

Стоит отметить, что добыча на «Кенте» была оценена в 5 миллионов франков, из которых команде на дележ оставалось 1.5 миллиона франков. Англичане потеряли 14 человек убитыми и 44 раненными, французы соответственно – 5 убитыми и 10 раненными.

Большего удара по кошельку ОИК Сюркуф нанести не мог, и директора Компании побежали жаловаться… в британское Адмиралтейство. Дело дошло аж до Первого Лорда который именным указом назначил премию в 20 тысяч фунтов за голову Робера Сюркуфа, живого или мертвого.

Сюркуф же продал все призы, обратил в звонкую монету товары, и решил вернуться во Францию, благо – невеста уже заждалась. После выхода в море за «Конфьянсом» началась настоящая охота. У острова Святой Елены англичанам практически удалось нагнать корсара, который, дабы оторваться от преследования, выбросил за борт все пушки, кроме одной, и все-таки смог уйти. 13 апреля 1801 года бриг «Конфьняс», набитый деньгами и товарами, вошел на рейд Ла-Рошели, а 28 мая Сюркуф женился на Мари Блез.