Многие тысячи погибших, уведённых в плен, разорённые города и села, разграбленное имущество, сожженые хозяйства, мастерские - таков был страшный результат кровавого смерча, который обрушился на Русь.
Для Западной Европы Русь в эпоху «Батыева нашествия» стала своего рода щитом, сама же она истекала кровью.
В те годы, когда на Руси гибли храмы и рукописи, в Западной Европе возводились прекрасные готические здания, создавались новые законы и литературные произведения. Впереди был ренессанс. В русских городах почти до конца XIII века прекратилось каменное строительство, были забыты многие ремесленные приемы, замирают, полностью или частично, составление летописей, переписка рукописей.
Постепенно крестьяне восстановили свои хозяйства, вновь стали обрабатывать все заброшенные в годы нашествия поля.
XIV - XV века - это время роста производственных сил в сельском хозяйстве. Подсечная система земледелия сохранялась преимущественно на севере Руси.
В центре и в южных районах страны применялась паровая двухпольная и трёхпольная система, получившая на протяжении XIV-XV вв. большое распространение и все более вытеснявшая не только подсеку, но и перелог.
Следствия из трёхпольного севооборота:
- Изменение ассортимента зерновых культур.
- Устранение из хозяйственного оборота полбы.
- Сокращение удельного веса ярового клина.
- Широкое распространение гречихи.
- Расширение посевов технических культур.
- Пространственное разделение полевых и огородных культур.
- В общей сложности арсенал возделываемых культур насчитывал свыше 30 наименований.
Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Пашенное земледелия требовало разведение скота, необходимого для сельскохозяйственных работ.
Сельские жители помимо основных занятий занимались бортничеством, охотой, рыбной ловлей.
Зерно мололи на водяных мельницах. Значительное место занимали огородничество и садоводство.
Города тоже медленно восстанавливаются.
Возрождают своё мастерство кузнецы, специалисты по производству оружия и доспехов, литейщики, кожевники, гончары, плотники, иконники и др.
Появляется новшество - литьё пушек ( впервые об их использовании упоминается в русских летописях под 1382г.)
Чеканка серебряной монеты ( со второй половины XIV века в следующем столетии «серебреные ливцы» работали более чем в двадцати городах.
Города служили центрами торгового обмена. Обширную торговлю вели монастыри.
Развивались, усиливались экономические связи между княжествами, что способствовало тяге к объединению.
Трудности и помехи, создаваемые для Руси в торговых делах иноземными соседями, тоже диктовали курс на объединение и централизацию.
В положении сословий появилось немало нового.
Все больше общинных, чёрных земель переходило к князьям, боярам, церкви - путём захватов, дарения, купли - продажи.
Преимущественная форма землевладения феодалов - вотчина связана с безусловным правом передачи земли по наследству, купли-продажи.
На ряду с ней появляется условное землевладение - поместье, т. е. земля, которую князь даёт своим дворцовым или военным слугам в награду и под условием выполнения определённых обязанностей, повинностей.
Так появляются помещики, известные под разными названиями ещё в домонгольской Руси.
Крестьян по старой памяти называли «люди», «сироты», «смерды». Все вообще сельских жителей зовут «христиане». Правда, до XV века этим словом называли также и горожан.
Но затем это наименование, в форме «крестьяне» стали применять только к сельскому населению.
Крестьяне, жившие на землях вотчинников и помещиков, несли барщинные повинности на владельцев - распахивали и засевали их землю, снимали урожай, косили сено, ловили рыбу и добывали зверей.
В счёт оброка вносили продукты - мясо и сало, овощи и фрукты и др.
С XV века владельцы начали стеснять крестьян в их старинном праве перехода к другому владельцу.
В разных местах вводятся определённые дни для такого перехода, приуроченные ко времени окончания уборочных работ.
* Осенний Юрьев день - дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ.
Холопов звали «полными людьми» или просто «людьми». Они составляли собственность своих господ, которые могли их продать и купить, подарить и передать в приданое по наследству.
Убийство холопа господином закон расценивал, как грех, а не преступление.
Часть холопов исполняла обязанности прислуги в домах, на дворах владельцев, другие работали на барской пашне, третьи управляли отдельными отраслями хозяйства.
Часть холопов служила господам до их кончины, другие определённый срок «по ряду» (договору), третьих пережевали по наследству.
Ремесленники, жившие в городах, различались по своему имущественному положению.
Среди них были богатые владельцы отдельных дворов, больших мастерских.
Были и мелкие кустари, едва сводившие концы с концами, нередко закабалявшиеся в холопы.
Основную массу купцов составляли мелкие торговцы.
Ремесленники собирались в артели или дружины - иконописцев, плотников, каменщиков и др. Могли держать учеников.
Купцы тоже имели свои объединения, или корпорации, на манер европейских гильдий. Они строили свои храмы.
В них хранились купеческие товары, меры длины и веса и др. Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ крепости, кремля, где их «сажали», а именно селили, князья и бояре, отсюда идёт их именование - «посадские люди».
Они составляли незначительную долю населения Руси, но играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни всех княжеств.
Посадские люди давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы, нередко ссужали деньгами и немалыми, правителей.
Города стали центрами ересей, проникших на Русь в XIV - XV веках.
Еретики отрицали церковные догматы, таинства и обряды, иконы.
Самыми известными еретиками XIV века являлись новгородские стригольники.