На днях в Казахстане презентовали новый KIA Sportage. В России его продажи должны были начаться где-то в это же время, но когда начнутся — и начнутся ли вообще — теперь большой вопрос. И так не только с KIA и не только со Sportage. Есть ли резон ехать в соседнюю страну за дефицитной санкционкой?
Что посмотреть
Если учесть, что с марта в Россию не везут фактически ничего, в Казахстане можно присмотреться ко всему. Чего точно нет смысла искать — это российские же локальные автомобили (Creta, Duster, Vesta). Их все равно тут производят (то есть не производят). И если в России они недоступны, то на внешних рынках — и подавно.
А вот поискать то, что и к нам в основном импортировалось, — стоит. В первую очередь это премиальный сегмент. Судя по конфигураторам дилеров, в Нур-Cултане и Астане можно прибарахлиться новыми «баварцами». «Пятерку» обещают за ~ 5,3 млн ₽.
Есть определенный выбор KIA. Новым Sorento можно разжиться за 2,3 млн ₽, новым Sportage, с которого мы начали, — от 1,6 млн. Правда, сильно вряд ли. Коллеги из казахстанских СМИ говорят, что «в наличии нет, только несколько нижних комплектаций».
И это надо держать в уме: мировые проблемы никуда не исчезли, заводы как стояли без полупроводников, так и стоят время от времени. Тем более рынок Казахстана сравнительно небольшой, квоты на него не самые выдающиеся, поэтому ждать продуктового изобилия не стоит. Вот, например, расклад по дилерам Hyundai.
При этом Volkswagen Taos (Н.Новгород) и Polo (Калуга) почему-то значатся «В наличии» у дилеров VW, хотя оба завода не работают третий месяц.
За чем точно можно съездить — это вторичка. Причем встречаются как почти новые Prado за ~5,5 млн ₽
… так и совсем новые «Шкоды» напрямую из ЕС. По цене, кстати, почти как было в 2021 до этого всего.
Вот так просто приехать и взять?
Не совсем. Просто прийти в салон и купить машину можно при наличии ВНЖ — говорит шеф-редактор kolesa.kz Евгений Кубеков. — «Но некоторые салоны продают и иностранцам на экспорт, другие ни в какую — Toyota, например».
Следующее «непросто» — оплата. Карта «Мир» местами работает, но про Visa / Master Card за рубежом можно не вспоминать. Наличкой тоже можно, но придется разжиться тенге — оплата другими валютами в Казахстане невозможна. В автосалонах, по крайней мере. Если вторичка и сделка с частником — как договоритесь.
И коль скоро суммы зачастую будут превышать $10 000, на границе с Казахстаном их ввоз придется декларировать.
Какие еще бумажки потребуются
Если решите вопрос с наличием, одобрением сделки и оплатой, машину надо вывезти. Процесс сильно проще, чем с дальним зарубежьем, потому что Казахстан — в ЕАЭС, таможенное пространство у нас общее. Для выезда с последующей легализацией авто надо иметь
- договор купли-продажи;
- техпаспорт авто;
- паспорт владельца (достаточно внутреннего российского);
- квитанцию об оплате утильсбора;
- документ о подключении к ЭРА-ГЛОНАСС (если системы изначально не было — ставить);
- свидетельство о безопасности конструкции ТС (вместе с ЭПТС);
- таможенную расписку и таможенный сертификат;
- страховку
Проще всего с новыми авто, у которых есть и ЭПТС, и установленная ЭРА-ГЛОНАСС — при въезде в Россию надо будет оплатить только утильсбор. Если «ЭРЫ» и ЭПТС нет — делать. Уполномоченные компании легко найти в интернете, цена вопроса — от 9000 ₽.
С этим всем едем на растаможку
- заполняем таможенную декларацию и передаем в таможенную службу;
- таможенная служба проверяет наличие всех документов;
- после всех проверок получаем свидетельство о ввозе.