Найти в Дзене
Арт-дневник

Почему картина Ильи Репина «Иван Грозный» была «хронически больна» и зачем к лечению привлекали биологов

Оказывается, начиная с 1920-х годов картина Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» считалась среди реставраторов «хронически больной». С начала ХХ века на картине начали происходить изменения состояния сохранности. Чем и почему картина «болела»? Реставратор высшей категории Третьяковской галереи Александра Орловская, участвовавшая в восстановлении полотна после последнего нападения вандала, говорит, что на протяжении всего XX века реставраторы пытались решить глобальную проблему плохой связи грунта и красочного слоя. В ходе работ реставраторам наконец-то удалось определить причину, по которой картина медленно разрушалась. Выяснилось, толщина лакового покрытия во много раз превышала толщину красочного слоя. То есть лаковые наслоения оказывали физическое воздействие на красочный слой и отчасти являлись причиной его отслоения. Художники, осторожнее с лаком! Картина Репина многострадальная, она дважды подвергалась нападениям вандалов — в 1913 и 2018 году. Подробно о
Оглавление

Оказывается, начиная с 1920-х годов картина Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» считалась среди реставраторов «хронически больной». С начала ХХ века на картине начали происходить изменения состояния сохранности.

Источник: wikipedia.org. Илья Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1885), 199,5х254 см
Источник: wikipedia.org. Илья Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1885), 199,5х254 см

Чем и почему картина «болела»?

Реставратор высшей категории Третьяковской галереи Александра Орловская, участвовавшая в восстановлении полотна после последнего нападения вандала, говорит, что на протяжении всего XX века реставраторы пытались решить глобальную проблему плохой связи грунта и красочного слоя.

В ходе работ реставраторам наконец-то удалось определить причину, по которой картина медленно разрушалась. Выяснилось, толщина лакового покрытия во много раз превышала толщину красочного слоя. То есть лаковые наслоения оказывали физическое воздействие на красочный слой и отчасти являлись причиной его отслоения. Художники, осторожнее с лаком!

Картина Репина многострадальная, она дважды подвергалась нападениям вандалов — в 1913 и 2018 году. Подробно о нападениях и мотивах вандалов я писала в этой статье.

Для чего привлекали биологов?

После последнего нападения к восстановлению картины привлекались разные эксперты, в том числе и биологи. Их участие потребовалось для тестирования реставрационных материалов. Команда реставраторов искала наиболее щадящие методики, поэтому пришлось делать множество разных проб. Материалы тестировались в специальных камерах старения, по итогам принималось решение, стоит ли их использовать.

Реставратор Александра Орловская рассказала, что после нападения полотно было в настолько хрупком состоянии, что его старались максимально не тревожить при реставрации.

Даже при перемещении картины внутри галереи мы создавали специальные условия, чтобы не было никакого дополнительного климатического воздействия. Мы осматривали картину в лифте, чтобы избежать лишнего дуновения.
Источник: ria.ru

23 мая 2022 года полотно показали журналистам, а затем отправили в депозитарий.

Источник: ria.ru
Источник: ria.ru

Теперь музей хочет изготовить для картины специальную капсулу из антибликового, антивандального, пуленепробиваемого стекла. Пишут, что музей ищет средства на ее изготовление. То есть пока непонятно, когда же мы сможем любоваться полотном Репина вживую.

А вы ждете возвращения картины Репина в Третьяковку?

Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)