В 1940 г. Джеймс Бернхем, будучи на пути от троцкизма к радикализму, опубликовал в США работу "Революция менеджеров".
Согласно его концепции, капиталистов-собственников XIX века заменили администраторы или "менеджеры". Власть перешла в руки управляющего персонала. В современных сложных и технически развитых обществах только эта управленческая элита обладает необходимой компетентностью для управления и координации в сфере производства и национальной экономики. Умея организовывать, управлять как трестом, так и государственной службой, партией, профсоюзом, "менеджеры" получают все большую власть. Отныне технократы контролируют экономику.
Важное уточнение: менеджеры в основном не являются капиталистами, чаще всего они не являются ни собственниками, ни акционерами, ни банкирами, аккумулирующими капитал. Власть основана не на собственности на средства производства, а на знаниях, образованности, технической компетентности. Ещё одно уточнение: эти менеджеры зачастую высоко оплачиваются, но стремятся не столько к прибыли, сколько к власти. В этом смысле их мотивация носит больше политический, чем экономический характер.
Бернхем делает вывод: капитализм призван исчезнуть, но социализм неспособен прийти ему на смену. Капитализм и социализм претерпевают одинаковую эволюцию: во всех странах при любом политическом режиме ширится власть технократов, происходит "революция управленцев", и в этом смысле не имеет значения частный или государственный характер предприятия.
И американские, и советские "управленцы" удивительно похожи. Частная или общественная собственность на средства производства не меняет дела. За различиями структур собственности виден один и тот же "режим управленцев". Олигархия менеджеров или каста технократов пришла к власти. Как на Западе, так и на Востоке. Как при капиталистическом режиме, так и при социалистическом режиме.
Прогнозы Бернхема и опыт СССР.
Почти пятьдесят лет спустя нельзя сказать, что прогнозы Бернхема осуществились в СССР. Как показали более осторожные исследования (например, книга Азраела "Власть менеджеров и советская политика", 1966 г.) и последний съезд КПСС, собственно политическая власть менеджеров на практике остается довольно ограниченной, вопреки некоторым, несколько поспешным западным анализам.
Однако, по-видимому, столкнулись две силы. С одной стороны, "аппаратчики", а с другой — "управленцы", пришедшие с производства, более чутко реагирующие на реалии и требования экономики. Именно под влиянием этих технократов в 1965 г. были начаты экономические реформы. Заново открыв такие понятия, как "прибыль предприятия" и "экономический диалог, реформа ввела в социалистическую экономику некоторые элементы заимствованные из арсенала капитализма. Сюда также следует отнести план перестройки экономики, выдвинутый Горбачевым в июне 1987 года.
Причем это происходит тогда, когда прямо противоположным образом в западных обществах новый неокапитализм открывает для себя достоинство макроэкономического осмысления с помощью планирования (правда, гибкого) и других методов, применяемых в социалистических странах.
Но одинаковая озабоченность "менеджеров'" по обе стороны прежнего "железного занавеса" в какой-то мере иллюстрирует прогнозы Бернхема. Она свидетельствует об ограниченности такой типологии, которая основана главным образом на режиме собственности предприятий как критерии.
Роже-Жерар Шварценберг. Политическая социология. 1992.