Я медленно шагала по тропе, и на некоторых открытых солнцу участках от земли вырывались почти осязаемые сгустки пряного тепла, внезапно ударяющие в лицо и так же быстро рассеивающиеся, как воздушная завеса с горячим потоком на входе в какой-нибудь магазин в зимнее время. Это был лучший день мая, тёплый и почти безветренный, когда метеорологические показатели наконец-то приблизились к норме.
Зливший всю неделю ледяной ветер ушёл и не сдувал больше тепло, которое обнимало нежно, но не размаривало, как летом, а, наоборот, насыщало энергией и двигало вперёд. Большая удача поймать и вдоволь насладиться этим чудесным мгновением в конце мая, когда и тепло, и свежо одновременно, настолько идеально, без людей и комаров, что, конечно, никак не может продолжаться вечно.
А что на календаре? Сначала на смену весне голой пришла весна зелёная. В лесу появилась яркая молодая зелень, распустились почки, начали расти побеги и разворачиваться листья, зацвели берёзы, прилетели ласточки, а воздух насытился последним весенним заморозком. Сейчас в прогнозе по ночам уже сплошной плюс.
С отцветанием берёзы, которая благодаря холодной погоде в этом году пощадила петербургских аллергиков, постепенно наступает период предлетья. В это время интенсивно прогревается воздух и почва, а суточные температуры не опускаются ниже 10-12 градусов. Окружающий мир приобретает цветущий вид с уже более густой зеленью. В лесу появляется свежий травяной ярус, а полог листвы постепенно смыкается.
Это время — самый разгар цветения кустарников и трав. Во время своей прогулки я видела много цветущих одуванчиков, розовых колокольчиков черники, кустики калужницы с крупными жёлтыми цветами, невзрачные кисти соцветий смородины, белые воздушные цветки звездчатки, крупные фиолетовые мотыльковые венчики чины весенней, ковры кислицы вокруг мощных стволов елей, у которых тоже начали раскрываться почки, а также набухшие шары-бутоны купальниц.
В том же месте, где обычно, я обнаружила знакомые мясистые растения лилового цвета — это краснокнижный петров крест чешуйчатый. Видела маленькие полянки фиалок и большие полянки жёлтых лютиков, много распушившихся хвощей, ковры ветрениц-переростков в тенистых местах, а также уже цветущие и ещё зацветающие кусты черёмухи.
В это время заканчивается прилёт птиц, но их пение мне уже не кажется таким волнительным и бесперебойным, как раньше. Повсюду летают бабочки, появляется всё больше насекомых.
Окружающий ландшафт преображается так быстро, что не успеваешь за этими изменениями следить. Двадцать дней назад ещё не было ни зелёных лужаек, ни пёстрого разнотравья, ни ароматов черёмухи. Пройдет нынешняя дождливая завеса, которая спровоцирует ещё более буйный рост зелени, и лес станет совсем летним.
А я буду продолжать наблюдать за природой, потому что нет для меня ничего более интересного и вдохновляющего, даже учитывая тот факт, что мои фенологические заметки сейчас регулярно читает не более ста человек (что делают остальные семь тысяч подписчиков — загадка).
Спасибо вам!