Найти тему
Новости Татарстана

Горе-майнеры из Казани купили криптоферму почти за полмиллиона рублей, а намайнили 1000 долларов

Теперь их судят за растрату казенного электричества «Метроэлектротранса» с ущербом в 567 тысяч рублей.

Вахитовский районный суд Казани рассматривает дело о сотрудниках «Метроэлектротранса», которым пришло в голову разместить криптоферму в одной из подстанцией казанского метро. На скамье подсудимых бывший главный инженер «Метроэлектротранса» Алексей Смирнов (уволился по собственному желанию - Ред.) и действующий глава службы энергохозяйства наземного транспорта Антон Шкаберин. По версии следствия, мужчины пользовались криптофермой в 2021 году с марта по май, используя электроэнергию, воруя ее у «Метроэлектротранса». Так, им вменяется ущерб в 567 тысяч рублей.

-2

Суд допросил главного свидетеля по делу - друга детства Шкаберина Сергея Николаева, который и предложил заняться майнингом. Он обратился к Шкаберину, чтобы тот подобрал помещение и договорился по цене за электричество. Помещение Шкаберин подобрал, но как признаётся Николаев на допросе, «электричество, получается, воровали» - а нужно его для майнинга ох как много.

Мужчина рассказал, что они втроём скинулись и приобрели почти за полмиллиона рублей б/у криптоферму на «Авито», но по факту она практически не работала - постоянно отключалась, были сбои. В итоге оборудование не проработало даже недели без перерыва, так что намайнили молодые люди за два месяца лишь около 1000 долларов, которые не успели вывести: сотрудники Управления ФСБ России по Татарстану накрыли предприятие и Николаев с испугу безвозвратно удалил личный кабинет на Binance.

- Я помню, он позвонил и сказал: ФСБ изъяли ферму. Я испугался, сразу все удалил, - вспоминает свидетель.

-3

Достоверно установить, сколько именно намайнили горе-предприниматели, сейчас невозможно - после удаления личного кабинета восстановлению он не подлежит, в качестве доказательств в деле есть лишь скрины переписки. При этом Николаев называет сумму, вменяемую его «коллегам», космической. При майнинге обычно рассчитывают процентное соотношение намайненных биткоинов и потраченной на это электроэнергии - иначе тяжело следить за рентабельностью деятельности. Например, если цена биткоина опускается ниже пяти тысяч долларов, майнить перестают - ферме просто не выгодно работать с учётом количества затраченной электроэнергии. Николаев уверяет, что при их рассветах цена электричества составляла 30%-40% от выручки, то есть в переводе на рубли на неё было потрачено всего около 30 тысяч рублей, а уж никак не полмиллиона.

Ещё один свидетель - ведущий инженер-технолог и бывшая коллега Шкаберина Екатерина Салатова утверждает, что за время существования вышеупомянутой криптофермы «Метроэлектротранс», признанный в данный момент потерпевшей стороной в этом деле, не заметил значительных скачков напряжения.

Старший помощник прокурора Вахитовского района Казани Татьяна Маслова поделилась, что суду осталось допросить всего пятерых свидетелей - потом начнутся прения и будет вынесен приговор.

-4

Обвинитель ещё не знает, какое наказание будет запрашивать для подсудимых, но максимально по вменяемой статье «Злоупотребление должностными полномочиями» им грозит до четырёх лет лишения свободы.