В СССР была "царская" система высшего образования (ВО). Условно говоря, после революции аристократический эксклюзив спроецировали на народные массы.
Однако советская автаркия оппонировала западному тренду, который был выражен в так называемой Болонской декларации 1999 года. Тогда был начат в Европе, а затем и в мире процесс стандартизации систем ВО. В идеале этот процесс позволял облегчить взаимное признание дипломов, что вносило свой вклад в глобализацию.
Человек учился в одной стране, работал другой. Возрастала академическая мобильность. Были и бенефициары - торговля знанием как торговля оружием - первая сотня вузов по мировым (западным) рейтингам: американские, английские, французские и др.
У формирующегося образовательного и научного пространства были и другие маркеры. Например, базы научных журналов - Скопус, Веб и другие. Чтобы попасть в такие журналы, надо было и постараться, и заплатить. Самые престижные и дорогие журналы, опять же, США, Великобритания и т.д. Туда и уходили миллиарды.
И вот Россия прощается с этим наследием глобализации - спецоперация давно перешла военные рамки, меняя политику, экономику и вот теперь - образование страны. В Госдуме рассматривается соответствующий законопроект.
Плюсы и минусы на поверхности - идет разрыв с миром, где доминировал Запад. Может быть потом Россия вернется, но, есть надежда, не в качестве младшего партнера.
Очевидно, что теперь следует разрабатывать собственные критерии качества учебного процесса и научной работы. Казалось бы, все для этого есть, и знания, и профессиональные кадры, которые, по сути, решают все. Нет ключевого элемента - системы, которая генерирует качество.
России нужна работоспособная система ВО, которая эффективно заменит болонскую. Начиная с пресловутого ЕГЭ (полезного до определенного уровня инструмента, абсолютизация которого ставит под сомнение профессионализм экзаменатора).
Реорганизация высшего образования - первоочередная задача российского правительства и общества.