Найти тему

Судьба, жизнь и смерть: возможно ли преодолеть?

Оглавление

Человек мал и смертен, человек обречен на страдания и забвение. Юдоль, сам жизненный путь с его заботами и печалями – его судьба. Можно ли преодолеть эту реалию, ибо ею губится жизнь всякого из людей и рода в целом? Об этом поразмышляем в настоящей статье.

Феномен человека

Человек приходит на планету как существо рефлексирующее и смертное. В этом его карма (судьба) и юдоль. Что бы ни предпринимал человек в своей истории – не мог превозмочь дарованное ему эволюцией или другой какой творящей силою.

Рефлексия открыла человеку глаза на его бытие. Рефлексия дала человеку горькое осознание его заброшенности в мире, его духовного одиночества, его малости в мироздании, его грядущих потерь и утрат, призрачности (суетности) его усилий. Рефлексия обрекла человека на предвидение своей смерти. Жизнь человека есть встреча со смертью. Смерть – спутник человека в его земном странствии.

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа… (Эк. 2:11).
Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя (Эк. 2: 23).
Все произошло из праха, и все возвращается в прах. (Эк. 3: 20).
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю» … (Эк. 3: 21).

Нами приведены выдержки из классического текста, свидетельствующие об осознании людьми уже в древности своего существования как юдоли. Человек как существо мыслящее знает свою судьбу и знает ее как юдоль.

Может ли человек изменить свою судьбу? Может ли избежать он ужаса от приближающейся к нему смерти? История людей дает отрицательный ответ на этот вопрос. Человек стремится преодолеть непреодолимое, но и ныне он не властен ни в своей смерти, ни в смерти своих близких. Смерть объемлет его бытие. И ныне он ощущает свое духовное одиночество. Человек и ныне одинок (заброшен) в мироздании: вселенная холодна к нему, лик ее невнятен для него; сила, создавшая его, себя ему не явила и в этом обрекла его на (вселенское) одиночество. И ныне человек не уверен в своем могуществе: грядущее зыбко для него. Катастрофа: природная, социальная, иная (связанная с ним самим) – его возможное будущее. Творимое человеком (во всех сферах его бытия) не вечно. Завтра – через десятилетия, века, столетия – все это миг! – оно легко может быть разрушено.

Человеку по-прежнему невыносимо его знание о самом себе. И чем больше оно становится, тем тягостнее бремя его (опять ссылаемся на Экклезиаста; Эк. 1:18).

Психические заболевания, алкоголизм, наркозависимость, суициды, агрессия, потеря смысла жизни, скука (апатия) и скепсис как выражение отношения к своему существованию – эти реалии все более захватывают бытие современного человека. Они – следствие обретенного человеком дара осознавать себя и свою бренность.

Человек – существо страдающее и никчемное (все суета сует!). Однажды всякий мыслящий человек осознает это как свою онтологию, как свою судьбу, как судьбу всего рода людей. И горько ему становится. И с этой неизбывной горечью влачит он оставшиеся ему дни. И с ним и в его лице влачит свое бремя все человечество.

Философия бытия человека и его воспитания

Как человеку приготовиться к осознанию и приятию своей судьбы в мире? Приготовиться так, чтобы не потерять себя, не растеряться, не пуститься во все тяжкие и вынести дарованное себе безжалостным в своей безликости бытием?

Традиция и современность

Наиболее внятный и известный в истории людей ответ на поставленный выше вопрос дала философия буддизма. Надо принять, учил Будда (V век до нашей эры), свою карму (судьбу) и смиренно-мужественно следовать правильному пути и в этом прервать круг превращений и впасть в нирвану (прекратить свои страдания).

Путь, предложенный Буддою, внятен и глубок, но он слишком горек. Он умножает юдоль человеческую: наградой за следование правильному (восьмеричному) пути для человека является угасание всех его желаний и устремлений (смысл нирваны). Человек, борясь со своей судьбою, умертвляет живое в себе, дабы прекратить страдания. Человек ищет для себя особой – им творимой смерти.

Греки в древности предложили свой путь разрешения обозначенной проблемы. Эпикур и его последователи (IV век до нашей эры) в удовольствии (удовольствиях) искали забвения истины и бежали от страдания. В удовольствиях человек и может только обрести успокоение в нашем из миров, по учению эпикурейцев. Заметим, что близкие к суждениям Эпикура мысли формулировал уже Экклезиаст (Ешь с веселием хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Эк. 9: 7). И в наше время какая-то часть людей живет идеями Эпикура.

Учение эпикурейцев человечно, но и оно не решает поставленной проблемы. Человек, как и весь род людей, живет не одними удовольствиями. Им – удовольствиям – рано или поздно и для индивида, и для всех людей приходит конец, и человека опять настигают страдания.

Христианская и исламская теология проблему юдоли бытия людей решают через бессмертие души человеческой и возвращение ее к Богу. Человек не периферия мироздания, не его частичка. Человек – средина бытия, соучастник вселенской, или Боговой, мистерии. Человек не умирает. Бог наделил его бессмертной душою. Человек остается с Богом. Он идет к Нему и с Ним некое продолжает творить в мироздании.

Человек в христианстве и исламе не суета сует, но смысл всего и вся.

Уязвимость очерченного религиозного прочтения смысла человеческой истории – в его недоказуемости для рационального мышления человека современного. В человека как Божие творение надо верить. Блаженны верующие, но не всем, увы, дано, обретать в себе это чувство-интенцию. Разум современного человека, обремененный знаниями, отказывается безоговорочно принять веру своих предшественников – поколений людей прошлого.

В наше время огромная часть людей, если говорить о европейском человечестве (а мы – часть европейского человеческого), игнорирует обсуждаемую проблему, вернее, пытается ее игнорировать. Речь идет об отсутствии в мироощущении современного человека метафизического компонента. Современный человек (европеец, прежде всего) живет сегодняшним днем. Он сознательно бежит беспокоящих его вопросов – вопросов о бытии, смысле жизни, смерти и бессмертии, своем страдании и пр. Значимы для него лишь вопросы его конкретного – профессионального, культурно-досугового, физического и пр. существования. В решении обозначенных проблем человек ищет забвения от своей онтологической неустроенности.

Увы, и игнорирование подлинно человеческих (метафизических) вопрошаний не дает человеку покоя и согласия с самим собою. Естество психики человека однажды властно заявляет о себе, и человек остается наедине со своей вселенской заброшенностью и пускается во все тяжкие (именно европейская цивилизация и порождает выше названные реалии в земном человеческом сообществе).

В истории современности присутствует еще одна стратегия разрешения поставленной проблемы – стратегия поиска в самом человеке оснований для его бытия. Пусть человек – вероятностная реалия эволюции на планете. У него (у человека) есть разум, энергия, воля! Ничто не мешает ему самостоятельно строить свое бытие и наделять его им самим творимым смыслом. Человек в себе самом ищет Бога, добро, правду, справедливость и пр. – смысл своего существования. Деятели эпохи Просвещения положили начало этому мировоззрению в европейском социуме. В трудах Ницше, Маркса, философов-экзистенциалистов и других эта идея нашла свое теоретическое осмысление и развитие. На практике она нашла свою реализацию в современном европейском социуме (надо признать, весьма успешно) и Советской России.

Дерзает человек в себе обрести смысл своего бытия, но не удается ему и в этом действии-переживании внести успокоение в свою духовную жизнь. Человеку нужно нечто большее, чем (вселенская) одинокость и вселенская стойкость вкупе с социальным благополучием, дабы увидеть глубоко-глубокое – не суетное – в своем бытии (реалии современного европейского социума – тому подтверждение).

Отрывок из статьи д-ра пед. наук, проф. П.А. Гагаева "О бренности и юдоли человека"

Продолжение текста здесь

Книги автора текста в интернет-магазине Лабиринт

Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте

Читайте на нашем канале

Духовное или материальное: что же первично

Как сберечь душу: советы Аввакума

Александр Чижевский: непризнанный гений России

Судьба, жизнь и смерть: можно ли преодолеть? Вопросы жизни и смерти
Судьба, жизнь и смерть: можно ли преодолеть? Вопросы жизни и смерти
Философия А.Л. Чижевского
Философия А.Л. Чижевского
Протопоп Аввакум: учение
Протопоп Аввакум: учение