Забыла рассказать об одном случае, который очень сильно напугал меня и довел до истерики.
В один из тех дней, когда минометы беспорядочно обстреливали наш район, нужно было идти за водой. Вода полностью закончилась. Ни дождя, ни снега не ожидалось. Поэтому выхода не было и мой муж выждал момент небольшого затишья и стал собираться. Мой 17- летний сын уже многократно порывался ходить вместе с мужчинами за водой, но мы его не пускали.
Последние 2 дня за водой ходили в соседний садик, который находился недалеко. Видимо, там из труб спускали воду. Так как ближайшие водные источники находятся далеко, то множество людей стали ходить за водой именно в садик.
Мы с мужем подумали, что идти недалеко, а помощь ему нужна, так как все наши мужчины были на тот момент заняты. И решили все-таки, отпустить с мужем нашего сына.
Я их перекрестила вслед (я делаю так всегда, когда провожаю близких) и они ушли.
Буквально через 10 минут после их ухода начался жуткий минометный обстрел. И по звукам мы понимали, что мины ложатся как раз в стороне садика и вокруг него.
Каждые 5 минут я вылазила из подвала с Даринкой на руках, чтобы глянуть в окно, идут они или нет. Полчаса ожидания для меня тянулись как вечность. Я молилась и плакала, молилась и плакала, без остановки. Потом меня вообще накрыла истерика. Брат, видя мое состояние, сказал мне, чтобы я успокоилась, он пойдет их искать. Пока я сообразила, что он сказал, брата уже и след простыл.
Прошел еще один час и муж с сыном пришли домой с полными балонами воды. Оказалось, что в садике вода уже закончилась и они ходили на речку. Брата они, конечно же, не встретили, так как на речку решили идти по короткому пути, в обход нашей улицы.
Как же я себя ненавидела за эту истерику! Теперь я сидела на кухне и выглядывала в окно брата. Мои мысли не давали мне покоя. "Если бы не моя истерика, мой брат бы никуда не пошел. А теперь если из-за меня с ним что-нибудь случится, я себе этого никогда не прощу. Как я смогу жить после этого?"
Только примерно через час вернулся мой братик. Он рассказал, какой кошмар ему пришлось пережить. По пути к детскому саду он несколько раз ложился на землю, так как снаряды сыпались, как дождь. Когда он подошел к тому месту, где раздавали воду, то увидел пустые балоны, брошенные людьми. Это были точно такие балоны, как у нас. Он подумал, что это мой муж с сыном бросили их и побежали в укрытие. Под непрекращающимся обстрелом брат начал искать убежище, где они могли прятаться. Убежище он все-таки нашел, но тех, кого он искал, там не было.
Бедный братик, как он смог добраться домой в этом кошмаре, можно только догадываться. Он у меня не очень многословный. И никогда не будет расписывать в красках свои приключения. Поэтому я могу себе представить, что он пережил, если даже то, что он рассказал, повергло меня в ужас.
Слава Богу, что Он привел его домой живым. Как и моего мужа с сыном.
После этого я поняла одну очень важную вещь - когда твоей или чьей-то жизни угрожает опасность, нужно всегда держать себя в руках. Если только дать волю отрицательным эмоциям, то можешь погибнуть не только ты сам, но из-за тебя могут погибнуть и другие люди.
Мне кажется, я выдержала все неудобства нашей жизни в блокаде только благодаря своему отношению к тем действиям, которые я выполняла каждый день. Я старалась вообще не окрашивать эмоционально то, что делаю. Я просто шла и мыла в ледяной воде посуду, шла и готовила на костре еду под обстрелами, шла в подвал играть с ребенком или укладывать спать. Вот так, как робот. Просто говорила себе, что нужно сделать это, это и это. Просто сделать, а оценю я это потом.
Отельного упоминания стоит утро каждого дня, когда я просыпалась в подвале и понимала, что начинается новый день. Еще один жуткий, холодный, страшный и бессмысленный день в моей жизни... В этот момент пробуждения мне хотелось превратиться в маленькую незаметную точку. Чтобы никто меня не увидел, не нашел. Чтобы расствориться в пространстве и не существовать, пока идет война...
Но реальность такова, что нужно вставать и снова жить. Жить в этих чудовищных условиях, с маленьким ребенком на руках, и ждать, постоянно ждать конца этой проклятой войны...
Я изо всех сил старалась не жалеть себя. Не люблю этого делать. Да, тяжело, да, иногда невыносимо. Но ведь я справлюсь. Я обязана справиться. У меня дети, за которых я несу ответственность. У меня семья, и за каждого человека в этой семье я в некоторой степени тоже отвечаю.
Просто механически делая то, что ты должен, к чему тебя принуждает долг, честь, совесть, вера - ты сможешь продержаться в любых условиях.
Продолжение следует...