Художник Павел Рыженко любил писать картины на исторические сюжеты. Ему удавалось с необыкновенным вниманием рассказывать с помощью холста и красок своим современникам о значимых для каждого русского человека событиях: Крещении Руси, жизни Александра Невского, Куликовской битве, стоянии на Угре, Смутном времени, судьбе Российской империи, Великой Отечественной войне.
Сам художник, покинувший этот мир в 44 года, так писал, обращаясь к зрителям:
«Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память современников, гордость за свое Отечество».
Особое место в его творчестве занял образ русского святого Сергия Радонежского, благословившего князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Именно эта битва положила начало освобождению Руси от золотоордынского ига и позволила объединить разрозненные русские земли в единое государство.
Сергия, юношей ушедшего в глухие подмосковные леса для того, чтобы посвятить себя труду и молитве, глубоко почитали еще при его жизни. Ему были открыты тайны человеческой души, он предвидел многое. Поэтому именно к нему поехал московский князь Дмитрий, задумавший по тем временам немыслимое: битву с непобедимыми татаро-монголами!
Но Сергий успокоил сомнения князя и благословил его самого и его войско на ратный подвиг.
Именно этому событию посвятил Павел Рыженко свой триптих (три картины с единым сюжетом), написанный в 2013 году.
Первая правая часть триптиха называется «Стояние на костях». Она изображает момент прощания с погибшими на поле Куликовым воинами.
Золотая робкая осень ложится на землю вечерней прохладой, вдалеке видно поле с распростертыми мертвыми телами, тут же уже насыпанная братская могила с положенными поверх нее щитами сложивших свои головы воинов, а дальше свежая могила, которая только заполняется. Раненые и живые стоят на коленях, молятся и прощаются с умершими товарищами. Природа скорбит вместе с русскими людьми.
Уже готов белый крест, который поставят на этой могиле, развевается на ветру хоругвь с ликом Спасителя, а по небу летит черный ворон. Птица символизирует смерть.
И воины, оставшиеся в живых, мучительно переживают всю горечь войны. Возможно, кто-то из них сомневается, а стоила ли победа стольких жертв?
На этой картине мы видим Куликовскую битву глазами обычного воина, видим ее зримую человеческую суть. И Победу, цена которой велика.
Но все меняет вторая (центральная) часть полотна, называемая «Сергий».
На ней в тот же осенний вечер изображен Сергей Радонежский, который стоит у низкой изгороди и молится за своих детей - русских воинов, участвующих в этой битве. Рядом со старцем горит лампада, мирно лежит пес, а вдалеке видны фигуры монашествующих и мирян.
Духовными очами старец видит все происходящее от него за десятки километров. Сергий называет погибших по именам, просит у Бога о милости к воинам, отдавшим свои жизни за Отечество. И к его молитве за Победу присоединяются все стоящие рядом люди. Ведь Победа эта позволит уйти от позорного рабства, прекратит разрушительные набеги, даст возможность русским людям вздохнуть свободно!
Но Сергий видит не просто сражения и последующие похороны, он прозревает величие будущего Руси, силу ее народа.
Последняя часть триптиха названа художником «Победой» или «Безмолвием». На ней изображена Троице-Сергиевская Лавра с храмами, с насельниками и мирянами, являющимися образом огромного «русского мира». На скамье рядом друг с другом сидят Сергий и вернувшийся с поля боя Дмитрий. Они встречаются, чтобы в безмолвии и глубокой сердечной молитве оценить произошедшее. Это тихая и кроткая беседа духовного чада со своим духовником.
Дмитрия выделяет только багряный плащ, наброшенный на плечи.
И это очень показательно. Громкие победы часто сопровождаются песнопениями и провозглашением славы победителю, но князь и Сергий далеки от этого. Они поминают погибших и благодарят Бога за Победу. Дмитрий выполнил свой долг перед Богом, он верно служит своему народу и не стремится к земной славе.
А впереди у Руси еще долгая дорога, наполненная трудностями. Но каждый раз, когда будет казаться, что страна стоит на краю гибели, народ будет находить в себе силы сохранить Отечество. И важными в этом окажутся не только устремления простых людей, но и действия правителей, которые свою власть будут понимать не как способ самоутверждения, а как Богом данный крест служения стране.
Этот триптих, созданный всего 9 лет назад, обращен к нашим современникам. Он призван показать нам, что, несмотря на все испытания, Россия сохранит себя.
Ведь как тогда, так и ныне Сергий стоит на своем молитвенном посту за Русь.
«Единением и любовью спасаемся», — говорил преподобный. Этот призыв игумена земли русской звучит сквозь века и сегодня наполняет наши души верой в то, что происходящие ныне события принесут русским людям Победу, мир и возможность сохранить и укрепить нашу страну, преодолеть злые намерения всех врагов ее внешних и внутренних!
Спасибо! О Сергии Радонежском можно прочитать еще одну небольшую статью.