Найти тему

Вот как Баффет, Мердок и Ко считают себя бедными — и зарабатывают все больше и больше денег

Зарплата в евро - это не благотворительность, а оптимизация налогов. Какие еще уловки используют мировые долларовые олигархи, чтобы обойти налоговые органы, и как Джеффу Безосу даже удалось получить вычет на деттей в размере 4000 евро.

«Государство должно увеличить налоги с нас, богатых», — говорит Ральф Суикат. Предприниматель припарковал свою Tesla на подземной парковке и быстрыми шагами направляется к стеклянному офисному зданию в центре Карлсруэ. Здесь он полжизни руководил компанией по разработке программного обеспечения для юристов и арбитражных управляющих. Пять лет назад он продал бизнес за много миллионов евро. С тех пор он может жить за счет дохода от своих инвестиций, с которых он платит хороший 26-процентный налог у источника, включая соло. Суикат задает фундаментальные вопросы о справедливости немецкой налоговой системы и справедливости в современном капитализме.

Почему, недоумевает он, он должен платить государству меньше своего дохода, чем некоторые из его бывших сотрудников, которые платят в среднем 30 и более процентов? И почему многие его коллеги-предприниматели аплодируют такой корпорации, как Amazon , которая годами скрывала свою прибыль в налоговых убежищах и не совсем справедливо относится к своим людям? «Наша экономическая система, — говорит Суикат, — стала нефункциональной».

-2

Не в последнюю очередь это связано с тем, что постиндустриальный экономический порядок уже не имеет ничего общего с капитализмом прошлого века. Капитал гораздо более ликвиден, движется с головокружительной скоростью и, что не менее важно, приумножается гораздо быстрее. Низкие процентные ставки продолжают раздувать такие активы, как акции, недвижимость и инвестиции, и в основном они принадлежат богатым людям.

Только за два года пандемии, когда многие опасались за свою работу и средства к существованию, а бесчисленное количество малых предприятий приходилось спасать на деньги налогоплательщиков, американский журнал «Форбс» насчитал 573 новых миллиардера. И сегодняшний миллиардер не идет ни в какое сравнение со сверхбогатыми прошлого.

Когда в 1987 году Forbes опубликовал первый список самых богатых людей мира, его возглавлял японский бизнесмен Йошиаки Цуцуми. Его собственный капитал с поправкой на инфляцию: 51,7 миллиарда долларов. Состояние Илона Маска, нынешнего лидера глобального списка миллиардеров «Форбс»: 218 миллиардов долларов.

-3

Неудивительно, что относительно молодая технологическая отрасль, в частности, производит мультимиллионеров в беспрецедентных масштабах: бурно развивающаяся отрасль заполонила мир цифровизацией и, таким образом, породила самые ценные компании в мире. Сотни тысяч сотрудников получили непосредственную выгоду от огромной рыночной капитализации даже небольших компаний за счет инвестиций в акционерный капитал, подпитываемых большим объемом венчурного капитала.

Например, в 2019 году шесть крупнейших IPO таких гигантов Кремниевой долины, как Airbnb, одним махом создали 6000 новых мультимиллионеров. Этим пол дюжине компаний было распределено 230 миллиардов долларов.

в течение многих лет, Сан-Франциско а технологически богатые люди скупали целые кварталы. Facebook Марк Цукерберг, например, владеет десятью домами в регионе — и, конечно же, на Гавайях .

Цепочка островов оказалась «полем битвы» технологических грандов. Помимо Цукерберга и Джеффа Безоса, пионер компьютеров Майкл Делл там роскошный курорт Four Seasons Resort Maui за 280 миллионов долларов; 180-градусный люкс с видом на океан доступен за 10 215 долларов за ночь.

Oracle Основатель Ларри Эллисон купил целый остров, остров Ланаи, который принадлежит Гавайям, по сравнительно небольшой цене — 300 миллионов долларов.

Очень немногие из богачей Долины обнаружили в своем внезапном богатстве социальную жилку. Скорее наоборот. Основатель PayPal Питер Тиль предпочитает вкладывать миллионы долларов в эзотерические проекты продления жизни. Тем временем он пытался создать свое собственное островное государство в Тихом океане, чтобы избежать того, что он считал ограничительным государственным регулированием в США, и вообще не платить никаких налогов.

Шон Паркер, основатель Napster, бывший инвестор Facebook, 2,8 миллиарда долларов, любит протестовать против чрезмерного правительства и налогов. Он вкладывает свои деньги в экстравагантные вечеринки, например, в собственную свадьбу. В течение нескольких месяцев у Паркера были декорации, как в фантастическом хите «Властелин колец», построенные посреди калифорнийского заповедника, с руинами замка и костюмами для всех гостей. Стинг пел перед тортом высотой почти десять футов. Стоимость: ориентировочно 3,4 миллиона евро. Позже природоохранные организации подали на него в суд за разрушение окружающей среды.

Ральф Суйкат, немецкий богач-модель, только качает головой, когда слышит такие истории. В настоящее время он является соучредителем предпринимательского движения, которое борется за повышение налогов для богатых и сотрудничает с глобальной группой под названием «Миллионеры для человечества». Более сотни самых состоятельных людей из разных стран не просто хотят делать добро в качестве доноров. Они также призывают к глобальному налогу на богатство для «борьбы с бедностью и климатическим кризисом» и «продвижения целей ООН в области развития». Ее девиз: «Мы верим в налоги». Мы верим в налоги.

-4

Однако причин для этого немного.

На первый взгляд то, что внезапно появилось на их экранах, не имело смысла. Бесконечные ряды и столбцы с именами, датами, суммами в долларах: «Нам потребовалось некоторое время, чтобы понять это», — вспоминает Джесси Айзингер. Только для того, чтобы обнаружить, что они наткнулись на сокровище, которое выпадает раз в жизни: утечка данных, содержащая частные налоговые декларации тысяч сверх богатых американцев. Кто-то анонимно передал их порталу расследований ProPublica и его главному корреспонденту Айзингеру.

Взрывоопасная информация поступила из электронного пула налоговой службы США IRS, которая имеет одну из самых секретных и наиболее защищенных компьютерных сетей в Америке.

«Это было чистое золото», — говорит Айзингер во время разговора в бруклинском кафе. Расшифровка загадочных чисел уже давно является его специальностью, однажды он получил Пулитцеровскую премию за серию статей о темных махинациях с Уолл-Стрит.

Тем не менее, команде Айзингера потребовались месяцы, чтобы расшифровать и проверить данные 15-летней давности. Результат был ошеломляющим. Джефф Безос, Илон Маск, Марк Цукерберг, Билл Гейтс , Уоррен Баффет , Руперт Мердок , Майкл Блумберг : самые богатые из богатых загребали миллиарды каждый год и в основном не платили ни копейки подоходного налога. И это совершенно законно.

Сверх богатые извлекают выгоду прежде всего из того факта, что налоговые органы в США имеют доступ только к фактическим доходам, а не к росту капитала на бумаге за счет прироста стоимости акций или недвижимости. Однако последние часто являются значимыми для богатых, при этом они могут искусственно снижать свои доходы за счет вычета инвестиционных потерь и процентов. Символические одно долларовые зарплаты, которые любят давать себе магнаты Кремниевой долины, также снижают их налоговое бремя.

-5

Айзингер и его команда взломали этот код и сделали его видимым для неспециалистов, превратив весь беспорядок данных IRS в «настоящую налоговую ставку». Итог: в то время как средний доход в США платил от 22 до 37 процентов подоходного налога в 2021 году, 25 самых богатых американцев, с учетом их завышенных счетов убытков, получили в среднем только 3,4 процента этого налога — хотя, по данным «Форбс», от С 2014 по 2018 год они заплатили в общей сложности 401 миллиард долларов. Это единственный способ, которым они могут финансировать свой роскошный образ жизни с недвижимостью, яхтами и частными самолетами в кредит. То, что богатые платили налоговым органам, далеко не соответствовало их экономическому потенциалу.

Согласно расчетам ProPublica, расчетная ставка подоходного налога Илона Маска с 2014 по 2018 год составляла всего 3,3 процента. Майкл Блумберг заплатил IRS 1,3%, а Джефф Безос — 1%. В 2011 году, будучи одним из самых богатых людей мира, он даже успел получить социальную выплату: премию на ребенка в размере 4000 долларов.

Самым хитрым оказался мультимиллиардер, которого часто можно прославить как «хорошего» богача: Уоррен Баффет увеличил свое состояние на 24,3 миллиарда долларов с 2014 по 2018 год. И заплатил только 23,7 миллиона долларов налогов, что эквивалентно 0,1 процента.

Команда Айзингера проследила, как сообразительные инвесторы загребали не облагаемую налогом прибыль от акций с помощью пенсионного правила для семей среднего класса. Как они снизили свои налоги, покупая спортивные команды или влезая в долги за недвижимость на миллионы. Как они сохранили династическое богатство, обманывая налог на наследство.

Общественный резонанс был огромным.

Осенью Белый дом продолжил свое собственное исследование, проведенное его главными экономистами Дэнни Яганом и Грегом Лейзерсоном, которое лишь немного скорректировало общедоступный результат. Согласно этому, 400 самых богатых миллиардеров США платили подоходный налог по средней ставке всего 8,2 процента с 2010 по 2018 год, что даже вдвое меньше, чем у людей со средним доходом в Америке, из-за «неполной оценки доходов».

«Нам нужно починить систему управления».

Большинству упомянутых миллиардеров плевать на разоблачения. Илон Маск, например, находится в процессе финансирования своего поглощения Twitter благодаря, в первую очередь, популярной налоговой уловки: большая часть состояния Маска в 218 миллиардов состоит из акций двух его компаний Tesla и SpaceX. Увеличение богатства за счет роста акций не облагается налогом. Налоги уплачиваются только при продаже акций.

Когда фондовым миллиардерам, таким как Маск, нужно много денег, вместо того, чтобы продавать инвестиции, они занимают необходимую сумму, используя акции в качестве залога. Потому что кредитование, даже если это миллиарды долларов, которые затем используются для создания нового богатства, не считается налогооблагаемым доходом. И вы также можете списать долги, которые вы понесли, как убытки.

Экономист Габриэль Цукман также согласен с тем, что западный мир находится на пути превращения в олигархию, в первую очередь благодаря таким извращенным налоговым системам. Он получил докторскую степень под руководством Томаса Пикетти и сейчас преподает в элитном университете Беркли в Калифорнии . Его исследование концентрации богатства вызвало ажиотаж среди экономистов и политиков. Вместе с коллегами Цукман выяснил, среди прочего, что богатые спрятали почти восемь триллионов евро в налоговых убежищах — и таким образом удержали 200 миллиардов евро налоговых поступлений от западных промышленно развитых стран. В год.

-6

Цукман называет концентрацию богатства и уход от налогов «нарушенным обещанием глобализации». Экономист утверждает, что либерализация торговли, финансов и рынка труда сделала общество в целом богаче. Но поскольку штаты также снизили свои налоги на капитал и высшие доходы, выгоды от либерализации в одностороннем порядке принесли пользу богатым.

Глобальный налоговый демпинг лишил правительства средств для компенсации проигравших от глобализации. В то же время они были вынуждены все больше обременять среднего заработка налогами и пошлинами — чтобы платить за подарки богачам.

Для Цукмана это более глубокая причина разочарования среднего класса в западных промышленно развитых странах и вытекающая из этого политическая программа. Остановите глобальный налоговый демпинг и возложите более тяжелое бремя на фактор капитала в национальных государствах. «Если мы хотим спасти глобализацию, — говорит он, — мы должны исправить наши налоговые системы».

Благодаря исследованиям Айзингера, похоже, что-то действительно происходит. . ОЭСР , например, представила планы минимальных налогов ЕС хочет ограничить налоговую конкуренцию между государствами-членами. А более 200 ведущих американских экономистов и юристов написали открытое письмо с призывом ввести в США новый налог на богатство.

Если план будет реализован, это станет поворотным моментом в самой важной экономике Запада, маяком для большей налоговой справедливости в мире. Однако не похоже, чтобы в глубоко разделенных США можно было найти политическое большинство.

P/S: Это перевод с SPIEGELс максимальным сохранением смысла публикации .

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки