Время от времени нас охватывают апокалипсические настроения. Они напоминают волны, которые приходят и уходят.
Особенно сейчас, когда мы живем в очень бурное и стремительное время, богатое разного рода переменами.
Так было и так, видимо, будет всегда.
Поэтому важно обращаться к опыту духоносных старцев, которые переживали все эти настроения и оставили нам свои советы.
Одним из таких старцев был не так давно почивший (2006 г.) отец Иоанн Крестьянкин.
Его можно считать практически нашим современником.
На нашей памяти еще жива и даже не потеряла до конца своей актуальности проблема так называемых «трех шестерок», которые видели и в штрих-кодах, и в ИНН-ах, и в новых паспортах.
Проблема эта была столь серьезной, что некоторые православные считали, что время антихриста уже пришло и настали те самые «последние времена», когда нужно бежать и скрываться в «пустыни и пещеры».
Можно было говорить о самой настоящей смуте, которая захватила Церковь.
И эта смута не прошла мимо Псково-Печерского монастыря, где и подвизался отец Иоанн.
Как же он реагировал на эту смуту? Давайте последим за его размышлениями.
Вот его тезис:
«Сами православные верующие христиане: священники и миряне, забыв о Промысле Божием, о Боге, - отдают власть темным силам… продолжает нагнетаться смущение и смятение в ограде Церкви и в среде народа Божия, а на самом деле творит все это враг Божий, враг Церкви, враг нашего спасения.
Государственная проблема об индивидуальных номерах налогоплательщика стараниями врага Божьего, ложными слухами о введении в ИНН трех шестерок обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в верующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви.
Дорогие мое, а ведь именно эту цель и преследовал враг, вводя в штрих-код число «666», а никакое иное…»
Итак, вот что есть на самом деле. Как всегда дьявол использует любой повод, чтобы смутить сердца верующих.
И ему в очередной раз это удается – на этот раз на примере ИНН, паспортов, штрих-кодов… Не было бы этого – было бы что-нибудь другое. Но обязательно что-нибудь бы да было.
Увы – мы, верующие, в очередной раз поддаемся на эту уловку.
И самое страшное, что мы из-за нашего маловерия, поддаемся панике и позволяет страху овладеть нашими душами.
«Верующий живет в мире со Христом, умирает во Христе и идет ко Христу. И кто нас разлучит от любви Божией: ни скорбь, ни теснота, ни клевета на Бога и Церковь, которую сеет враг рода человеческого?..
Да не будет!
Дорогие мои, как мы поддались панике – потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих?..
У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения».
Последнее – в связи с очередной переписью, тоже парализовавшей многих верующих страхом о слежке, сборе данных, «тотальном контроле»…
Нет сомнения, что этот контроль в настоящее время увеличился многократно.
Но, отвечая на эти страхи, отец Иоанн говорит дальше:
«А что сказать о контроле и тотальной слежке, которыми так пугают простодушных людей? Когда и в каком государстве не было тайной канцелярии? Все было … и все есть… и будет… но ничто не мешает спасаться верующему человеку…
Подумать бы нам лучше о том, о чем, действительно, всегда надо помнить православному христианину – о всевидящем Оке Божием, Которое видело, как ткалась наша плоть… А думаем ли мы об этом?»
И дальше – самое главное.
Отец Иоанн развивает мысль о том, что в том и заключается ловушка лукавого, чтобы отвлечь внимание человека от своих грехов, и переключить его на внешние страхи:
«Сейчас мы все больше боимся печати антихриста, которая будет во время оно, во время, до которого не знаем, доживем ли. А вот о печати нашего личного греха мало кто даже задумывается. Но именно она, эта печать, отдает человека во власть антихристовых стихий и дел и является действительным прообразом той печати, которой на самом деле стоит бояться».
И отец Иоанн уточняет чего же на самом деле стоит бояться верующему человеку, выделяя свои слова крупными буквами:
«БОЙТЕСЬ РАЗДЕЛЕНИЯ И РАСКОЛА В ЦЕРКВИ!
Бойтесь отпасть от Матери- Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгул в мире теперь!
Бойтесь судить церковное Священноначалие, - ибо это гибель и без антихристовой печати!
БОЙТЕСЬ ГРЕХА!
Мы уйдем из жизни задолго до того, когда явится тот страх, который обуял всех теперь. Но, отпав от Церкви, мы и наследуем как раз то, чего так боимся сейчас».
И отец Иоанн приводит конкретный пример гибельности следования подобным путем:
«И уже сейчас поток горьких, слезных и недоуменных писем захлестнул духовников.
Церковь наша уже имеет свой налоговый номер, и в нее уже ходить нельзя.
И старушка, всю жизнь свою и в самое тяжкое время сохранившая верность Богу и Церкви, теперь, будучи на исходе из жизни, отпадает от Спасительного Церковного ковчега.
И кто ответит пред Богом за соблазн малых сил, которые простодушно споткнулись о том, что к духовной жизни не имеет никакого отношения, - о налоговый номер…»
И, наконец, - итог. Итог – разоблачения «масштабной диверсии», которую в очередной раз спланировал и осуществил враг рода человеческого:
«Вот какую масштабную диверсию спланировал и осуществляет сейчас враг.
А о штрих-кодах; если в настоящий момент посмотреть на них с позиции верующего человека, что скажем? Для неверующего они не страшны, ибо само неверие есть печать гибели грядущей, о которой человек не думает, а верующему тоже ничем эти три шестерки сейчас еще не угрожают, ведь в наших руках, в нашем сердце и уме есть действенная Божья печать – Крестное Знамение, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа…»
Подведем итог.
Нет сомнения, что дьявол не оставит нас своими провокациями и в будущем.
Но отец Иоанн дает нам методологическое оружие – как с ними бороться.
Бояться нужно не этих провокаций, а своего собственного греха и своей собственной греховности.
Именно она была и будет той несомненной «печатью антихриста», которая, если ей не противодействовать, и утащит нас в адские бездны.
Прислушаемся и задумаемся.