Найти тему

ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ ИСКУССТВ НИНДЗЯ

Ниндзя, как будущий профессионал шпионажа, изучал воинские искусства не только своих предков, но 18 искусств самураев (Бугэй дзюхаппан). Методы ниндзюцу так же включали в себя 18 искусств (Ниндзя Дзюхаккей), а в комплексе все это составляло 36 видов (направлений) нинпо (Нинпо сандзюроккэй).

Число 36 является особенным, потому что оно может быть разделено на 3 и 6. Прибавив 3 и 6 получаем 9. Умножив 3 на 6, получаем 18. Прибавив 1 и 8 получаем 9. Все эти комбинации приводят к значению 9 или делятся на 9. В боевых искусствах, особенно в Китае, число 9 имеет особое значение. Во-первых, оно приносит удачу, во-вторых, если школа использовала число 9 или кратное ему, то это подчеркивало ее древность.

Конечно, ниндзя не ограничивались изучением 36 видов искусств, но этого достаточно было для понимания других воинских искусств.

Первые упоминания о Бугэй дзюхаппан встречается в романе «Суйкоден», написанном во времена династии Мин и привезенным в Японию, и включало в себя следующие категории:

Бо – копье для сваливания, Цуй - кувалда, Кю – лук, До – большой лук, Дзю – ружье, Бэн - кнут, Кан – церемониальный веер, Кэн - меч Рен – цепь, Ка – металлический прут для лошадей, Фу – боевой топор, Эцу – большой боевой топор, Гэки – разновидность копья, Гэки - рогатина, Хай – барьеры, Бо - шест, Со – копье, Хацу – боевая соха.

После чего Бугэй Дзюхаппан было реорганизовано и записано в книге «Сансай-зуэ» и включало в себя:

Бо – копье для сваливания, То - меч, Кю – лук, До – большой лук, Хато – рука-кошка, Бэн - кнут, Гэки – копьё, Кэн – двухстороннее заточенный меч, Са – сдерживающее оружие, Ко – металлический прут для лошадей, Фу – боевой топор, Эцу – большой боевой топор, Эки – деревянное копьё, Кан - церемониальный веер, Дзюн – барьеры, Со - копьё Хакуда – безоружная защита, Киндзё Тобоцу – связывание веревкой.

Дайтоку – хия – «Огненная стрела Великой страны»
Дайтоку – хия – «Огненная стрела Великой страны»

В начале периода Эдо, Кайбара Эккэн опубликовал в своих книгах «Вакан Мэйсу Зокудэн» и «Букун» следующий список оружия и искусств, которым должны были владеть самураи:

Катана – меч, Тэппо – ружьё, Юми – лук, Бо- шест, Кама – серп, Яри – копьё, Кендзюцу – искусство владение мечом, Явара – безоружный бой, Бисэнто – алебарда, Исибия – небольшие пушки, Уманори – искусство верховой езды, Хия – горящие стрелы, Торитэ – удержание, Суйрен – плавание, Йай – искусство быстрого удара мечом

Во времена Бунсэй периода Эдо, Хираяма Гёдзо пишет «Бугэй Дзюхаппан Рякусецу», в которой перечисляет следующие виды искусств самураев:

Ки Юми – деревянный лук, О Юми – большой лук, Кидзира Ханкю – половинный лук сделанный из китового уса, Кися – искусство стрельбы из лука верхом, Кэндзюцу – искусство владения мечом, О Нагитана – большая алебарда, Яри – копьё, Корандзё – шест и цепь, Ко Нагитана – малая алебарда, Нодати или Нагамаки – длинный меч, Дзюдзюцу – искусство борьбы без оружия, Иай дзюцу – искусство быстрого выхватывания мечом, Дзюмондзи Камаяри – крестообразное копьё, Сабури Яри – копьё школы Сабури-рю, Нагэ яри – метательное копьё, Бо-дзюцу – искусство владения шестом, Тэссен или Дзиттэ – металлический жезл или дубинка, Тэппо или Тайхо – оружие или пушка.

В период Эдо ученик Кацусика Хокусай, Гэккотэй Бокусэн, проиллюстрировал все эти восемнадцать воинских искусств в своей книге «Сасин Гакухицу»:

Юми - лук, Утимари – китайская игра с мячом, Ума - лошадь, Суйэй - плавание, Яри - копьё, Нагитана - аллебарда, Кэн - меч, Дзю – безоружная борьба, Тэппо - ружье, Ходзё - связывание, Иай – искусство быстрого удара, Суйба – плавание с лошадью, Ёрой – гумми – бой в доспехах, Кися – стрельба из лука верхом, Хананэдзи – железный прут для лошадей, Исибия – Маленькая пушка, Сюрикэн – метательная «звездочка», Кусаригама – серп с цепью.

Учитывая то, что в разные времена виды оружия менялись в «Бугэй Дзюхаппан», то можно с уверенностью сказать, что самыми практичными из них оказались:

Дзюдзюцу – безоружная борьба, «искусство мягкости»

Кэндзюцу – искусство владения мечом

Иайдзюцу – искусство мгновенного нанесения удара мечом

Кусарифундо-дзюцу- искусство владения цепью

Кусаригама-дзюцу – искусство владения серпом на цепи

Бо-дзюцу – искусство владения шестом

Со-дзюцу – искусство владения копьем

Нагитана-дзюцу – искусство владения алебардой

Суйрен – искусство плавания

Ба-дзюцу – искусство верховой езды

Кися-дзюцу – искусство стрельбы из небольших пушек

Дзё-дзюцу – искусство владения палкой, длиной 125 см.

Кю-дзюцу – стрельба из лука

Ёрой – кумиути – борьба в доспехах

Ходзё – дзюцу – искусство связывания

Дзиттэ – дзюцу – искусство владения металлическим жезлом (дубинкой)

Хо-дзюцу – искусство стрельбы из ружья

Сюрикэн-дзюцу – искусство метания «звёздочек»

В «Ниндзя дзюхаккэй» входят следующие искусства:

  1. Сэйсинтэки кёё – Духовное очищение

Извечной судьбой ниндзя было привычное балансирование между фальшью и истиной. Позволяя противнику заблуждаться, он сам ни в коей мере не должен был терять чувства текущей реальности. Чтобы уверенно бродить как по светлым (явным), так и темным (тайным) тропам жизни, следовало обрести чистое сердце, излучающее внутренний свет, помогающий не терять свое "я" и не зависеть от внешних условий и обстоятельств. Практически это достигалось через медитацию (мокусо) и тайные знания вселенной (нин-по миккё).

2. Тайдзюцу – безоружный бой, «искусство владения телом»

Тайдзюцу – древнее японское боевое искусство сражаться без оружия, и является всесторонним методом использования естественных движений тела для защиты от атаки противника и ответных действий. В Тайдзюцу включает в себя:

Тайхэндзюцу - искусство перемещения. В него входит страховка и падения (укэми), перекаты (кайтэн), прыжки (тоби) и т.д.

Дакэнтайдзюцу – искусство нанесения ударов по телу. Подразделяется на коппо-дзюцу (удары по костям) и коси-дзюцу (удары по мышцам)

Дзютайдзюцу – техника борьбы, включает броски (нагэ), уходы (хадзюцу), гякувадза (болевые), симэ вадза (удушения) и т.д.

3. Бикэн-дзюцу – искусство владения мечом («скрытый меч»)

В отличие от самураев, ниндзя предпочитали брать на свои тайные задания короткий меч (синобикэн), которые был удобен во время боя или скрытого перемещения в небольших помещениях. Кроме того, ниндзя использовал меч не только как оружие, но для преодоления препятствий, прокладывания в темноте и т.д.

4. Со-дзюцу – искусство владения копьем

Это классическое оружие воинов-монахов (сохэй) было весьма эффективным в схватке на средней дистанции. Существовали различные варианты этого оружия, например, в школе Тогакурэ-рю применялось кама-яри, с изогнутым клинком сбоку. Крюк помогал стащить с коня всадника или вырвать у него оружие. Крюк также пособлял влезать на стены или деревья, а так же переносить грузы.

5. Нагитана-дзюцу – искусство владения алебардой

Искусство владения алебардой изучали в Японии повсеместно. Используемое и как копье, и как меч, оружие представляло собой древко длиной около двух метров, на конце которого крепился короткий (около полуметра) и широкий клинок меча. Приблизиться к противнику, крутящему нагината, было практически невозможно, и она стала любимым оружием японских женщин.

6. Бисенто-дзюцу – искусство владения длинной алебардой

Вариант нагитаны, используемый в Тогакурэ-рю нинпо, имеет более широкое массивное лезвие.

7. Кусаригама-дзюцу – искусство владения серпом с цепью

Это традиционное японское оружие, сочетая в себе возможности лезвия, цепи с грузиком и дубинки, отлично помогало против меча, и к тому же было полезно и в преодолении самых различных преград.

8-9. Рокусяку бо-дзюцу – искусство владения шестом длиной 6 сяку (1 сяку – 30см.). Ханбо-дзюцу, Дзё-дзюцу – искусство владения палкой средней длины (90-125 см.)

Палки различной длины являлись во все временя популярным оружием, как в Японии, так и в других странах. Наиболее популярна палка, когда ниндзя маскировался под монаха, раненного война или калеку. Кроме того в полости палки могло быть спрятано лезвие или цепь.

10. Сюрикэн-дзюцу – искусство метания лезвий («звездочек»)

Это отвлекающие, а иногда и смертоносное оружие, стало «визитной карточкой» ниндзя во время «ниндзямании», хотя являлось оружием не только ниндзя, но и самураев. Изготовлялись они в виде плоских многоугольных пластинок с отточенными гранями (хира-сюрикэн), либо металлических стрел различной длины и варьируемого сечения, заостренных с одного или обоих концов (бо-сюрикэн). Дальность боевой дистанции обычно не превышала девяти-десяти метров. Кроме того сюрикены использовались в ближнем бою, поражая лицо, шею, кисти.

11. Кися-дзюцу (ябусамэ-дзюцу)– искусство стрельбы из лука с коня

Вообще стрельба из лука появилась в Японии в 530, когда император Кинмэй вознес молитву за мир и урожай и, сидя на коне, выстрелил по 3 мишеням, под которыми подразумевались потенциальные противники Кинмэя, три корейских государства. Такая стрельба по мишеням называлась сначала Ябусэмэ, позднее это название трансформировалось в ябусамэ.

Конные поединки проводились во времена войны между Тайра и Минамото. Император Ута приказал своему министру Минамото Ёсиари развивать этот боевой стиль, что тот и сделал. По наследству искусство конных лучников находилось под покровительством клана Минамото.

12. Интон-дзюцу – искусство оставаться невидимым

Ниндзя просто обязан был быть невидимкой. Допустив противное, он быстро терял жизнь, а значит, подводил клан, ибо только живые люди могли обеспечить этому сообществу должное и долгое процветание. Составной частью искусства делать себя невидимым (онсиндзюиу) были техники ускользания (тонпо) и прятанья (инпо), которые создавались на основе учения о пяти элементах (гогё-сэцу) с широким применением подручных средств и возникающих обстоятельств.

13. Хоко-дзюцу – искусство скрытого перемещения

Сюда входили разные способы ходьбы во время подкрадывания в помещении вдоль стены, по воде, в траве с высоки поднимание ноги и многие другие способы. При ходьбе учитывалась окружающая обстановка (количество охранников, свет луны, звуки, направление ветра …), отвлекающие действия (например. брошенный камень), расчет времени, использование человеческих слабостей (сонливость, лень ...), и многое другое.

14. Хэнсо-дзюцу – искусство перевоплощения

Ниндзя переняли и развили многочисленные способы маскировки и методы наблюдения за противником, описанные в знаменитом трактате Сунь Цзы «Искусство войны», применяя их в условиях средневековой Японии. Так строгая классификация слоев и классов Японии, а также определенность в костюмах каждой "касты" только помогала шпионам и разведчикам вести наблюдение из личины, в которой никто не мог их обнаружить и распознать.

Традиционно искусство перевоплащения состояло из следующих образов:

Сюккэ - буддистский монах

Комусо - бродячий монах в шляпе, полностью скрывавшей его лицо

Ронин - самурай без хозяина, личина, позволявшая экипироваться по полной

Акиндо - торговец

Гакуси - музыкант

Ямабуси - горный монах-воин, дальняя родня ниндзя

Саругаку - актер или циркач с обезьянкой

Но ниндзя никогда целенаправленно не сковывали себя какими-либо рамками и вышеперечисленные личины просто-напросто были наиболее типичными представителями незнакомых лиц (бродяг, если по-русски) в новых местах. Точно так же синоби могли прикинуться и самураем, и послом, и вообще кем угодно - известны случаи переодевания в чертей (они) или призраков.

Ниндзя использует скрытое оружие (какуси буки) Какутэ – «рогатая рука», для захвата руки противника
Ниндзя использует скрытое оружие (какуси буки) Какутэ – «рогатая рука», для захвата руки противника

15. Какуси-буки-дзюцу – искусство владения скрытым оружием

Наиболее распространенными видами какуси-буки были:

Трости и палки, скрывавшие лезвия, цепи или выдвижные наконечники копий - сикомидзуэ и синобидзуэ;

Замаскированные под бытовые предметы пистолеты;

Аналогично скрытые под видом обычных предметов (кистей, вееров, зонтиков) клинки;

Ниндзя, изготавливающий яд традиционными приспособлениями

Сюрикэны - плоские и вытянутые, - часто выглядевшие как строительный и крепежный инструмент (гвозди, шайбы и т.д.);

Цепи, в сложенном состоянии спокойно умещавшиеся в кулаке или за пазухой;

Кастеты и перстни, особенно популярные у токугавской полиции, а также когти всевозможных конфигураций - сюко, нэкодэ и тэккокаги;

Различные предметы, не являвшиеся оружием сами по себе, но использовавшиеся не по назначению - женские заколки когай, веера, палочки для еды хаси и многое-многое другое.

16. Нинъяку дзюцу – яды и противоядия

За свою долгую историю ниндзя разработали огромное количество различных химических препаратов, порой диаметрально противоположного действия – от мгновенно убивающих ядов до пилюль, способных поддерживать жизнедеятельность человека в течение достаточно долгого времени без пищи и воды. Особенно прославились этим ниндзя из Кога. Недаром перед домом-музеем ниндзя Кога семьи Мотидзуки стоит памятник ниндзя со ступкой и круглым пестиком, а не мечом или другим видом оружия. Недаром одним из синоби-рокугу («шести обязательных вещей ниндзя») является инро-кусури, или «аптечка» ниндзя, представлявшая собой набор необходимых лекарственных и отравляющих средств, применявшихся по мере необходимости, собранных в специальной коробочке-контейнере.

Действительно, яд, как никакое другое оружие, соответствует принципам невидимости, сюрпризности применения и бесшумности, которые так ценили ниндзя в своем искусстве. Яды, использовавшиеся ниндзя, были нескольких видов: мгновенного умертвляющего действия, парализующие, усыпляющие и т.п. Но они умели не только отравить врага – в случае отравления союзника или себя самого, ниндзя мог оказать эффективную первую помощь и вылечить себя или другого пострадавшего.
В различных старинных руководствах по искусству ниндзюцу перечислено несколько сотен подобных рецептов: ядов, лекарств, своеобразных «тоников» и т.п.

Ниндзя, изготавливающий яд традиционными приспособлениями
Ниндзя, изготавливающий яд традиционными приспособлениями

17. Гунряку хэйхо – стратегия

Ступив на свою стезю, ниндзя развивали активность по нескольким стратегическим направлениям. Они заботились о личной безопасности союзного сюзерена и обеспечивали непредсказуемость его действий; узнавали любимые тактики врага и раскрывали его намерения; определяли благоприятный момент в текущих событиях и устраивали политические заговоры; закладывали фундамент под начало войны и осуществляли диверсионно-террористические акции.

18. Тэнмон/ тимон – Стратегия Неба и Земли (предсказание погоды/знание географии)

Земные стихии всегда казались людям совершенно неподконтрольными, такие вещи как потоп, землетрясение или солнечные затмения приводили племена, народы и целые империи в ужас. Те, кто рисковал общаться с "высшими силами", повелевающими громом и молнией, назывались не иначе как шаманами, волхвами и колдунами. Но находились и те, кто находил закономерности в природных явлениях, и умело ставил эти знания себе на пользу.

Такими "предсказателями погоды" были многие охотники, бродячие монахи, военные офицеры и, конечно же, ниндзя. Знания, позволяющие если не оперировать, то предугадывать погодные условия в грядущие дни, в глаза обычных людей выглядели священными, но являлись по сути лишь закономерными событиями. Своеобразной наукой, агрегирующей такие наблюдения, приметы, поведение животных и растений, стало тэнмон, или "небесное знание".

Заранее зная, когда пойдет дождь, грамотный офицер или опытный ниндзя всегда могли спланировать атаку или операцию наиболее выгодным для него способом. Угадав приближение заморозков, и одиночка и целый отряд смогут курсировать в таком случае ставшую водяную преграду по льду. А заранее почуяв грозу, синоби могли, вырядившись демонами, брать парализованных ужасом противников голыми руками. Поэтому такое незначительное на первый взгляд искусство (конечно, ведь кидать звезды, ножи и топоры куда веселее) зачастую и составляло весь таинственный ореол вокруг "воинов ночи".

Для успешного ведения боевых действий хороший генерал должен знать месторасположение войск противника, ландшафт и размеры поля боя. Так и синоби, для удачного функционирования в новом районе в обязательном порядке изучали географические нюансы и положения данного места и страны в целом.

Если речь шла о малообитаемых местах (горные районы, леса и т.п.), то ниндзя изучали ландшафт и пролегающие дороги (это помогало определить наиболее выгодные позиции для засад), геологию (для навигации и поиска питьевой воды на стоянках), а также зоологию и ботанику (для питания и безопасной ночевки). Составляя в голове карту местности, ниндзя для себя выявлял наиболее удобные места для атаки, отступления или наблюдения за целью, заранее продумывал маршрут движения, делал заготовки для быстрейшего перемещения (например, оставляя отдохнувшую лошадь в нужной точке), или готовил ловушки от преследователей.

Если же синоби планировался для миссии в населенном пункте, то к вышесказанному он изучал и наиболее важные экономические нюансы - какие товары поставляются на экспорт и импорт в данном районе, транспортная ситуация и взаимодействие с другими районами. Все это позволяло анализировать и при необходимости саботировать наиболее важные элементы в жизни пункта.

Изучение тимон могло делиться на два этапа: общее обучение при воспитании синоби (в чем-то это могло напоминать привычные нам уроки географии) и непосредственная подготовка перед путешествием в незнакомые места. Такие нюансы как возможность ориентироваться в пространстве и времени по положению небесных светил, по глазам животных, выбор условий мест для лагеря, конечно же изучались в первую очередь ещё с детского возраста. В результате обучения практически все ниндзя получали возможность всегда точно знать своё местоположение, определять и засекать время, узнавать места происхождения растений, животных и даже путников по грязи на обуви, а также приобретали множество других знаний, казавшихся непосвященным колдовством.

Литература:

  1. Shoto Tanemura. Secret Ninpo.

2. В.В. Момот. От ниндзюцу к нинпо

3. Ниндзя и ниндзюцу. Иллюстрированная энциклопедия

-5

ЭНТОНИ КАММИНЗ. НАВЫКИ НИНДЗЯ

Иллюстрированное руководство по настоящим учениям ниндзя средневековой Японии с оригинальными техниками, представленными в очень доступном формате. Опираясь на старые свитки, такие как Сёнинки, Нинпидэн, Бансэнсюкай, написанные настоящими японскими ниндзя (или синоби, как их тогда называли), автор книги предлагает настоящие знания ниндзя в 150 простых для понимания иллюстрированных уроках. В этих уроках охватываются все основы истинного ниндзюцу, включая хитроумные идеи проникновения на вражескую территорию, тактику скрытого подкрадывания и отступления, а также способы пересечения болот и воды, использование природных явлении, инструменты для проникновения и много другое. Уроки снабжены фотографиями, схемам, описывающим военную тактику и стратегию.