У каждого состояния есть свое название: любовь, злость, печаль, вина, счастье. Мы используем их автоматически, обозначая свои эмоции в конкретный момент времени. Но можем ли мы с ходу подробно описать, что именно входит в каждое определение? У многих возникают трудности при ответе на такой вопрос. Испытывая ту или иную эмоцию, мы не предаемся глубокому анализу. Если смотреть более глобально, то свое восприятие эмоций свойственно не только одной личности, но и целому поколению. Сегодня разберемся, что такое счастье и что оно значит для современного человека.
Считается, что существует десять базовых эмоций, которые сформировались во времена наших далеких предков. В первую очередь, они были нужны для выживания. Страх позволял «уносить ноги» от верной гибели, а гнев, наоборот, работал на защиту, активировал систему реагирования на опасность. Отвращение помогало не употреблять в пищу опасные продукты, а стыд – избежать отвержение племени. Ведь одному в тех условиях выжить было невозможно – изгнание из племени приравнивалось скорой смерти. С развитием цивилизации эмоции «окультурились». Вместо страха быть растерзанным диким зверем, мы боимся выступать перед публикой, потерять телефон или идти к зубному. При этом организм на новые страхи реагирует привычным способом, закрепившимся со времен пещерных людей. Дело в том, что мозг запускает комбинацию «сражайся или беги» на бессознательном уровне. То же самое происходит и со всеми остальными базовыми эмоциями.
К состоянию счастья можно применить как минимум тридцать эмоций, которые входят в это понятие. Среди них развлечение, оптимизм, гордость, надежда и удовлетворение. И каждый составляет собственную комбинацию для интерпретации состояния счастья. В последние два года мы все столкнулись с болезненными и опасными событиями, которые спровоцировали повышенную тревожность общества в целом. Диагноз «тревожно-депрессивный синдром» получает каждый четвертый человек. В этом случае система распознавания опасности дает сбой, и наша реакция на различные события становится неадекватной, появляются беспочвенные страхи. Более того, состояние тревожности может активироваться и при полном отсутствии внешних триггеров. В связи с этим, «погоня» за счастьем, и особенно продолжение его длительности, стало суперактуальным.
Счастье не предполагает единовременного достижения всех целей и возможностей, которые может предложить жизнь. Согласитесь, это практически невозможно. Здесь скорее о том, что человек обретает что-то главное, что нужно для счастья именно ему. Это позволяет оставаться счастливым достаточно долгое время. Например, вы устроились на работу своей мечты или встретили «своего» человека. А если вы испытали кратковременный взрыв положительных эмоций, допустим, от хорошей погоды или покупки красивой вещи, то это скорее про радость.
Люди давно задаются вопросом, возможно ли достигнуть счастья в длительной перспективе, максимально пролонгировать это состояние, вплоть до пожизненного. Следующий вопрос вытекает из первого: что конкретно нужно делать, чтобы стать хронически счастливым.
Для философов и психотерапевтов это тема породила множество полярных мнений. Стоики считали, что жизнь – это бремя систематических страданий, а гедонисты, наоборот, давали «добро» на удовольствие и счастье. Фрейд подверг состояние длительного счастья большим сомнения, выделяя лишь его эпизодические проявления. Он был уверен, что психоанализ является эффективным способом для замены невротических страданий на обычную человеческую боль. С точки зрения современной психологии, ключом к счастью является правильная организация жизненного процесса.
Понятие счастья изучается и в термодинамике. Появлению этого направления в науке способствовало изучение биологических систем рядом физиков в середина ХХ века. Они пришли к выводу, что максимальный уровень жизненного напряжения возникает в момент оплодотворения яйцеклетки. С течением жизни напряжение неизбежно идет на спад, как при спуске с вершина на лыжах или санках. При этом попытки увеличить его уровень приводит к страданиям, а разрядка и расслабление приводят к удовольствию. Поскольку спад напряжения является естественным процессом, можно утверждать, что принятие такой «настройки» жизненного цикла и приводит к хроническому удовольствию. То есть люди «запрограммированы» проживать счастливую жизнь.
Так как так получилось, что часто счастье является для нас практически недостижимой единицей? Здесь ответы можно найти в гештальт психологии. Стало очевидным, что активация счастья происходит при следующей организации жизни: получении всего, что требуется дли жизни, и избавление от ненужного и мешающего.
В ходе одного исследования, в котором приняли участие учащиеся старших классов, обследовалось, насколько они счастливы, удовлетворены жизнью и склонны к суицидальному поведению. Также выявляли, насколько респонденты умели брать то, что им нужно, и отказываться от того, что не нужно. Результаты оказались неожиданными: 15% тех, кто умел добиваться своего и говорить «нет», и 85% тех, кто не преуспевал в этих действиях. То есть те, кто был удовлетворен жизнью и строил планы на позитивное будущее, оказались в меньшинстве. Остальным были свойственны депрессивные мысли, социофобия и негативное восприятие реальности.
Многие психологические исследования показали, что в конце жизни многие люди жалеют о том, что у них было недостаточно радостных событий: встреч с близкими, путешествий, самовыражения в творчестве или неопробованных действий. В России ситуация, согласно мнению российских психологов, обратна. Люди в большинстве случаев жалеют о том, что много терпели и откладывали собственные интересы «на потом», зависели от мнения и признания других людей. То есть они жили не своей жизнью, не следовали собственному пути. Это серьезный повод задуматься и проанализировать, как и в каком направлении движетесь вы сами.
В наши дни выявлена еще одна проблема современного социума. Все чаще мы сталкиваемся с понятиями «токсичные» отношения и «абьюз». Конечно, это не является чем-то новым. Эмоционально и физическое насилие, нарушение личных границ, систематические унижения и обесценивание чувств другого человека: это не просто было всегда, но и считалось нормой. Мы же живем именно в то время, когда такое поведение наконец-то получило статус серьезной проблемы. Жертвы абьюза обращаются за психологической помощью, в интернете и книгах масса доступной информации, об этом открыто говорят вслух. Безусловно, жертве по-прежнему сложно выйти из таких отношений, она плотно сидит на крючке из манипуляций и явной или пассивной агрессии. При этом стереотипы старой «закалки» еще сильны, что также усложняет выход из токсичных отношений. Нам советуют перетерпеть, не делать из мухи слона, надеяться и ждать положительных изменений.
Такие отношения – полная противоположность хроническому счастью. Абъюзер сажает вас на настоящие американские горки, в которых есть моменты радости. Поэтому жертва и не бежит от такого партнера, надеясь на очередной положительный эпизод и то, что человек изменится: он же может быть таким добрым, заботливым и веселым. Но длительного счастья, под которое заточен наш организм, здесь никогда не будет. Хорошая новость в том, что в наши дни выбраться из этих оков намного более реально, чем прежде. И есть научно подтвержденный метод, позволяющий избежать такого «союза»: строить отношения с людьми, которые вас понимают и уважают, и удалять из своего окружения тех, кто отравляет вашу жизнь. Мы пока не умеем полноценно этого делать, но обладаем всеми необходимыми инструментами, чтобы научиться.
Анализируйте свои эмоции, их причины и выражения; «причешите» список друзей и знакомых; уделяйте время отдыху и творчеству; наполняйте жизнь вещами, которые приносят вам удовольствие; не бойтесь говорить «нет» и «прощайте»; слушайте и слышьте себя. Не терпите, не прогибайтесь, не изменяйте своим ценностям и целям.
Будьте счастливы, ведь это естественно!