17 июня исполняется 140 лет со дня рождения композитора Игоря Стравинского. Он создавал удивительные балеты для «Русских сезонов» Дягилева, работал с лучшими художниками и хореографами своего времени. К юбилею композитора вспоминаем его жизненный путь и главные произведения.
Начало пути
Игорь Стравинский родился в музыкальной семье: его отец был оперным певцом и солистом Мариинского театра, а мать — пианисткой и концертмейстером на выступлениях мужа. В петербургском доме Стравинских часто принимали именитых гостей — композиторов Цезаря Кюи и Николая Римского-Корсакова, критика Владимира Стасова, писателя Федора Достоевского.
Стравинский занимался музыкой с детства — брал уроки фортепиано сначала у пианистки Анны Снетковой, потом — у Леокадии Кашперовой. Позже с ним занимались педагоги по композиции, а почти все свободное время Стравинский проводил в Мариинском театре, где слушал оперы.
После гимназии Стравинский по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но занятия он почти не посещал, а вместо этого брал частные уроки у Римского-Корсакова и пробовал писать первые работы.
Балеты для «Русских сезонов»
Первые сочинения Стравинский создал под руководством Римского-Корсакова. На премьере одного из них — сюиты «Фавн и пастушка» — был импресарио Сергей Дягилев. Он оценил талант молодого композитора и позже предложил написать балет для «Русских сезонов».
Первым балетом, который создал Стравинский, стала «Жар-птица». Композитор как раз в это время увлекался русским фольклором и всю зиму 1909 года работал над партитурой. Постановщиком балета стал Михаил Фокин, а эскизы для костюмов и декораций создали Леон Бакст и Александр Головин.
Премьера балета состоялась 25 июня 1910 года на сцене парижской Гранд-опера. Главные партии исполнили Тамара Карсавина, Михаил Фокин и Вера Фокина. На премьере были многие деятели культуры — Марсель Пруст, Клод Дебюсси, Морис Равель, Мануэль де Фалья. Спектакль прошел с большим успехом, а Стравинский за один день стал знаменит.
После первого успеха Стравинский создал для «Русских сезонов» еще два балета — «Петрушку» и «Весну священную». «Петрушку» композитор написал по своей инициативе. Он сочинял концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем. Когда он сыграл произведение Дягилеву, тот воскликнул: «Да это же балет! Ведь это Петрушка!». Так решено было создать сценическое представление.
Либретто написал Александр Бенуа вместе со Стравинским, также Бенуа создал декорации и костюмы для балета. Премьера прошла в июне 1911 года в театре «Шатле», и снова с успехом.
Замысел для «Весны священной» пришел к Стравинскому еще во время работы над «Жар-птицей». Основой балетного сюжета стал древнерусский языческий ритуал: молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает.
Эскизы для декораций и костюмов создал Николай Рерих, который также помогал со сценарием. За хореографию отвечал танцовщик Вацлав Нижинский. Премьера балета состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских полей. На этот раз бурного успеха не случилось — публика освистала балет, так что его пришлось прервать. Зато Дягилеву балет понравился и даже стал одним из любимых.
Неоклассический период
В 20-е годы 20-го века в творчестве Стравинского происходит трансформация, и он обращается к переработке классицизма. Первым неоклассическим произведением композитора стал балет «Пульчинелла», в основе которого — итальянская музыка 18-го века.
Создавать балет помогали Сергей Дягилев, хореограф Леонид Мясин, а также Пабло Пикассо в роли сценографа. Вдохновением послужили персонажи комедии дель арте и кукольные спектакли, которые создатели балета смотрели в Неаполе.
Премьера балета прошла в мае 1920 года на сцене парижской Гранд-опера. Постановка вошла в репертуар дягилевской труппы, и ее неоднократно ставили на разных мировых сценах. В 1926 году «Пульчинеллу» с хореографией Федора Лопухова поставили в Ленинградском театре оперы и балета.
Яркий пример неоклассического творчества композитора — опера-буфф «Мавра». В основе — поэма Александра Пушкина «Домик в Коломне», а посвятил ее Стравинский «памяти Глинки, Пушкина и Чайковского». За постановку отвечала Бронислава Нижинская, а премьера прошла в июне 1922 года в Париже.
В 1927 году по заказу Библиотеки Конгресса в Вашингтоне Стравинский сочиняет балет «Аполлон Мусагет». Вдохновением послужила французская литература эпохи классицизма и легенды о древнегреческом боге Аполлоне.
Постановщиком балета стал американский хореограф Джордж Баланчин, а костюмы создавала Коко Шанель. Премьера «Аполлона Мусагета» прошла в апреле 1928 года в Вашингтоне, а чуть позже балет показали и в Париже в «Русских сезонах».
«Серийный» период
В позднем творчестве Стравинский начинает использовать серийную технику — в основе музыкальной композиции лежит ряд неповторяющихся звуков. Первые такие опыты композитор начал делать в начале 50-х годов, когда сочинял «Кантату», «Септет» и «Три песни из Вильяма Шекспира». Одним из зрелых примеров использования серийной техники в произведении стал балет «Агон». В основе — хореографическая сюита по мотивам французских придворных танцев 17-го века: сарабанды, гальярды, бранля. Когда Стравинский писал балет, он вдохновлялся музыкой Антона Веберна и двенадцатитоновой системой.
Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.
Для справки:
ВТБ поддерживает проекты, направленные на сохранение и развитие культурного наследия России. Давние партнерские отношения связывают банк с Большим и Мариинским театрами, Московской консерваторией, Третьяковской галереей, Пушкинским и Русским музеями, Эрмитажем.