Найти тему
Kinoryba

Al Kooper – I Stand Alone (1968)

Критики сравнивают этот альбом с «Сержантом» Битлз – и не в пользу «Сержанта». Парень, который играл на органе в Highway 61 Revisited Дилана, создал группу Blood, Sweat & Tears, переиграл с массой ведущих музыкантов мира выпустил такой сверкающий, наполненный музыкой, юмором и радостью альбом, что он остается в памяти (и на полках меломанов) до сих пор. Психеделия, джаз, рок, рок-н-ролл, каверы, исполненные в ряде случаев лучше оригиналов и собственные песни, а, главное – музыка – да, хоть, начиная с «Увертюры» - которая является по-настоящему, в классическом смысле увертюрой – симфонизм, темы, разработанные дальше на пластинке и – сама по себе музыка – цепляют сразу, с первых секунд. Тени Битлз, Бич Бойз и Пресли мелькают в музыке Купера, которого никогда не обвинишь в плагиате – он написал, хоть и короткое, но вполне монументальное произведение – I Stand Alone – от первой до последней ноты – концептуальный, но не тяжелый и не грузящий своей концепцией альбом. Рок-музыка – музыка радости – вот так мне читается концепция автора. И она ясна сразу же – с увертюры и заглавной песни – баллады с хором и оркестром, с духовой секцией и рок-группой, мощной и широкой, тонущую в грохоте взрыва и психеделическом оркестровом начале Camille (кавер на песню Тони Пауэрса) – очень явно своим вступление отсылающую к «Сержанту», но сыгранную, оркестрованную в разы мощнее – да простят меня любители «Сержанта». И – все с юмором, по-доброму, без тени намека на «соревнование». Купер – просто очень крутой музыкант. Именно – в первую очередь – музыкант и этом все сказано. One – тоже пробитловский номер и – тоже с оркестром, отдаленно напоминающий манеру Маккартни, но лишь напоминающий, самодостаточный и самоценный. Прекрасная оркестровка, перекрывшая одним махом все «симфонические» усилия The Moody Blues и других групп, искусственно впихивающих в свою музыку симфонические оркестры. И великолепная песня Traffic – Colored Rain. Купер «раскопал» весь кайф этой песни и тоже сделал ее мощнее, глубже, интереснее и психеделичнее, чем оригинал – который я тоже очень люблю – но у Купера это просто монумент – и с тем же флэнжером, что у Уинвуда в его авторской версии. Альбом – не сборник каверов (их всего три), а коллаж, калейдоскоп, цветастый ковер, витраж, сквозь который бьют солнечные лучи – один из них – I Can Love A Woman, открывающая втору сторону пластинки. Рок в исполнении симфонического оркестра. При этом – чистый рок 60-х. Уезжает поезд и начинается Blue Moon Of Kentucky – с очень похожей на версию Элвиса реверберацией и отличным гитарным соло. Джаз-роковая Toe Hold в духе Chicago и BS&Tзавершающийся перестрелкой, взрывами и криками – но их сметает музыка – Right Now For You – виртуозная акустическая гитара, ударные, бас, конечно – оркестр, психеделические эффекты, голос Купера здесь напоминающий Эла Стюарта и – веселая, ироничная Western Union Man – с джазом, роком и хором – полный набор. И финал – Song And Dance For The Unborn, Frightened Child – настоящая, хоть и короткая рок-опера. Если говорить о концептуальных альбомах 60-х, то I Stand Alone, безусловно, должен быть в первой десятке. Или – пятерке – не так уж много их тогда было. Но – в любом случае, это выдающаяся вещь в истории рок-музыки.