Найти в Дзене
Флориан Блэк

Блюз-роковые раритеты. Streetwalkers: "Downtown Flyers" (1975) - брутальная изощрённость.

Если вспомнить, кто правил бал на британской рок-сцене году так в 1968, то кроме (само собой) The Beatles и The Rolling Stones это были Cream, Ten Years After, The Who, Led Zeppelin, Traffic... Заявили о себе Jethro Tull, Fleetwood Mac, Savoy Brown и Free. А вот Pink Floyd ещё считались андеграундом. То есть, как легко заметить, блюз-роковые коллективы задавали тон, что позволило говорить о некоем "блюзовом буме". Однако к середине семидесятых этот бум уже выдохся и почти сошёл на нет. Cream, Free, Ten Years After и Savoy Brown распались, John Mayall начал экспериментировать и заиграл непонятно что, Fleetwood Mac ловко переметнулись в коммерческий поп-рок, а Jethro Tull и Led Zeppelin к этому времени переросли рамки любого жанра, гуляя, как чеширские коты, сами по себе. Лишь отдельные бойцы поддерживали на плаву вышедший из моды жанр, ведя партизанские действия в джунглях шоу-бизнеса против превосходящих сил арт- и хард-рокеров. Удивительно, но группа, альбом которой мы сегодня бу

Если вспомнить, кто правил бал на британской рок-сцене году так в 1968, то кроме (само собой) The Beatles и The Rolling Stones это были Cream, Ten Years After, The Who, Led Zeppelin, Traffic... Заявили о себе Jethro Tull, Fleetwood Mac, Savoy Brown и Free. А вот Pink Floyd ещё считались андеграундом. То есть, как легко заметить, блюз-роковые коллективы задавали тон, что позволило говорить о некоем "блюзовом буме". Однако к середине семидесятых этот бум уже выдохся и почти сошёл на нет. Cream, Free, Ten Years After и Savoy Brown распались, John Mayall начал экспериментировать и заиграл непонятно что, Fleetwood Mac ловко переметнулись в коммерческий поп-рок, а Jethro Tull и Led Zeppelin к этому времени переросли рамки любого жанра, гуляя, как чеширские коты, сами по себе. Лишь отдельные бойцы поддерживали на плаву вышедший из моды жанр, ведя партизанские действия в джунглях шоу-бизнеса против превосходящих сил арт- и хард-рокеров. Удивительно, но группа, альбом которой мы сегодня будем обсуждать, появилась на свет как раз из осколков "прогрессивщиков" Family, а основали её вокалист Роджер Чапмен (он же Chappo или Chapmaniac) и гитарист Чарли Уитни. Эта парочка сочиняла почти весь материал для Family, но после её распада бывшие "однофамильцы" стали писать совсем другую музыку. Они выпустили один альбом (Streetwalkers, 1974) как дуэт "Chapman-Whitney", но для гастрольных поездок требовался полноценный коллектив, который вскоре был собран и представлен публике. Кроме Чапмена и Уитни в него вошли второй гитарист Боб Тенч, игравший до того у Джеффа Бека и в собственной группе Hummingbird, басист Джонатан Плотел и барабанщик Нико МакБрэйн, впоследствии снискавший мировую славу в составе Iron Maiden. Всё это были люди опытные, тертые калачи, и им не нужно было долго подстраиваться друг к другу - звучала группа просто фантастически.

Jonathan Plotel/ Roger Chapman/ Bob Tench/ Charlie Whitney/ Nicko McBrain
Jonathan Plotel/ Roger Chapman/ Bob Tench/ Charlie Whitney/ Nicko McBrain

Назвали группу, как и предыдущий альбом, эпатажным словом Streetwalkers. Словари дают нейтрально звучащий перевод - "Проститутки", но на деле название носит более жесткий, даже грубоватый смысл - "Уличные шлюхи". Соответственно была оформлена и обложка дебютного диска коллектива, где музыканты плутают в лесу из женских ног. К сожалению, Яндекс-музыка игнорирует этот замечательный альбом, поэтому для тех, у кого нет диска, даю ссыл на Ютуб.

-3

-4
-5

-6
-7

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что хотя настрой композиций в большинстве своём колючий и брутальный, их построение зачастую достаточно изощрённое, даже изысканное - всё же арт-роковое прошлое даёт о себе знать. Содержание чапменовских текстов здесь тоже отличается жёсткостью, без прикрас повествуя об уличной жизни большого города, за исключением пары лирических песен. Словом, разница с творчеством Family была довольно ощутимой, хотя и что-то общее, безусловно, имелось. Смена стилистики была во многом обусловлена тем, что Уитни решил сконцентрироваться на игре слайдом и начал осваивать стил-гитару, а его напарник Тенч и раньше тяготел к блюз-року - вместе они образовали отличную связку. Ревущий голос вокалиста Чапмена как нельзя лучше ложился на их заводные изобретательные риффы. Фанковый ритм в открывающей альбом композиции Downtown Flyers сменяется затем хардовым жесткачом развернутой Toenail Draggin', где Уитни вовсю поливает слайдом, и более прямолинейной, компактной Raingame. которая мне напоминает "цеппелиновскую" Communication Breakdown.

Нежная фолк-баллада Miller заставляет Чаппо смягчить голос, а синтезатор Поли Палмера (бывшего участника Family) придаёт песне потустороннюю окраску. Crawfish, взятая из репертуара Элвиса Пресли, являет потрясающий дуэт вокалистов - Чапмена и Тенча, чьи голоса превращают рассказ о ловле речных раков в мистический религиозный ритуал, продирающий до мурашек какой-то первобытной языческой правдой. Сила природы, однако!

На второй стороне представлены два бескомпромиссных жестоких рок-номера Walk On Water и Burn It Down. Оба они имеют довольно большую продолжительность и непростую структуру. Между ними приютилась ещё одна ленивая баллада Gypsy Moon, в которой Чапмен мурлычет, как сытый кот. И на закуску, то есть в завершение альбома, следует акустический блюз Ace O'Spades ( нет, это не кавер на Motorhead). Полное погружение в стилистику блюза Дельты, никакой коммерческой приглаженности! Резюме: очень интересный, разнообразный, мастерски сделанный альбом. Следующий диск группы, Red Card (1976), был самым популярным релизом в дискографии Streetwalkers, и там ощущается сильный крен в сторону хард-рока. А на сцене группа, как всегда, зажигала от души, во главе со своим безумным фронтменом!

И на этом я сегодня прощаюсь. Надеюсь, что тем, кто не знал этот альбом, пришлось по душе новое знакомство, а тем, кто знал, было приятно лишний раз его послушать.

Всем крепкого здоровья и мирного неба!!!