Препараты - названия, дозировки, аналоги - я обычно обсуждаю с лечащим врачом и близко знакомыми людьми, детей которых, принимающих таблетки в связи с аналогичным диагнозом, я вижу своими глазами. Про врача, думаю, понятно: самолечением не занимаемся. Про детей знакомых тоже всё просто: я наблюдаю их сложности, вижу прогресс и ухудшения. Потому делаю свои выводы, позволяющие добавить практические представления о действии лекарств к стандартной инструкции из пачки. Таким путем, например, было установлено, что один из атипичных нейролептиков понижает пролактин. Не только моему ребёнку. И врач наблюдения подтвердила фактами из своей практики в итоге. Хотя мы успели обежать нескольких эндокринолога в разных точках города.
Полезное и вредное действие любого препарата на каждого отдельного ребёнка может отличаться. Например, "страшный" препарат из прошлого на букву "Г" моего сына уводил в сонливость и вялость на крохотных дозах. Ниже дозы для его комплекции и придумать было сложно. Потому этот "Г" был сразу же отменен. А ребёнок знакомых пил его несколько лет. И, вроде как, не спал на ходу.
Пишу про побочки исключительно для того, чтобы входящие в тему родители детей, которым прописаны нейролептики, антидепрессанты, ноотропы, стабилизаторы настроения и иже с ними, понимали самые важные моменты. И не сдавались!
Если вам кажется, что от препарата ребёнку только хуже, вам не кажется.
Правильное лекарство в правильной дозировке, наоборот, позволит выдохнуть с облегчением. Но подождать несколько дней придётся. Наша врач обычно называет минимальный срок 5 дней. Лучше 7-10, чтобы рецепторы адаптировались. Если вы вообще перестали узнавать ребёнка и кажется, что что-то происходит явно не то, лучше связаться с врачом сразу. Особенно если пока нет опыта и представления, от чего такое творится. Как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть.
Соответственно, если вы соглашаетесь на начало терапии, стоит узнать номер врача. Чтобы иметь возможность с ним связаться. Кстати, по этой причине я много лет "дружу" с одной и той же женщиной-врачом: она готова быть на связи с нами, простыми смертными. К светилам всяким ходили тоже. Но они не горели желанием "переходить в личку".
Например, достаточно безобидный магний в сочетании с В6 моего ребёнка недели через 2 от начала приёма начинает лишать нормального сна. А прописывала нам его однажды в значительных дозах популярная невролог, не дающая своих контактов. Потому, помнится, была у нас проблема, для решения которой не сразу догадалась я свернуть выдачу этого витамина. Спросить не у кого было. А был бы врач доступен, у мучиться бы не пришлось.
Любая инструкция к любому препарату содержит большой список возможных побочных эффектов.
Это не потому что лекарство больше опасное, чем полезное. Не потому что хвост отвалится и лапы заноют сразу после приёма. А потому что оно изученное. Чем лучше изучен препарат, тем подробнее описан, тем проще в случае побочек понять, кто виноват и что делать.
Врачи обычно задают важные вопросы, честные ответы на которые позволят хотя бы частично предугадать, подойдёт лекарство или может быть опасно в конкретном случае. То есть не стоит настраиваться на то, что все описанные побочки будут вашими. Это не так. Далеко не так.
У нас однажды было "забавнее": препарат для устранения навязчивых движений их усиливал. Хотя в инструкции ничего не сказано на этот счёт. И врач долго на действие лекарства не грешила. Пришлось мне настаивать на отмене. Я чувствовала, что к чему. И через три дня всё прошло.
Если какой-то препарат вызвал нежелательные эффекты, это не значит, что не стоит пробовать лечиться дальше.
Сейчас большой выбор медикаментов. Пятьдесят лет назад такое разнообразие людям с психиатрическими диагнозами и их врачам даже не снилось. Если что-то не сработало так, как ожидали, врач предложит новую схему. С учётом тех проблем, которые возникли при приёме первого варианта терапии.
Например, моего сына чрезмерно будоражил антидепрессант на букву "ф". Так, что мы его узнавать бросили за несколько дней. Это стало для нашего доктора сигналом, какие наименования антидепрессантов пробовать даже не стоит. И мы-таки нашли тот, который подходит пока что. Не сразу. Методом пробы. Но хотя бы было от чего оттолкнуть. И что исключить.
Чтобы отследить побочку, стоит вводить не всё назначенное сразу, а по очереди.
Врачи обычно так и расписывают схему, чтобы увидеть негативные моменты. Если речь не о жизнеугрожающем состоянии, то сразу горсть никогда не назначается. За исключением также случаев, когда препараты необходимо пить вместе. Как нейролептик и корректор. И то сначала вводят малую дозу первого и, дойдя до оптимальной, добавляют второе. По крайней мере, у нас было так.
Вспоминаю, что первый нейролептик на начальной дозе вызывал гиперсаливацию. Но с добавлением корректора это прошло.
А через год приёма он же взвинтил пролактин. Пришлось отказаться в пользу других препаратов. Хотя собирал в кучку он внимание, мышление и настроение ребёнка идеально.
Напоследок хотелось бы сказать: только родители решают, лечить ребёнка меликаментозно или нет. Только родители выбирают врача, место диагностики и стационарного лечения. Да и ответственность, в основном, только на родителях. Хотя не все мы врачи, учителя, воспитатели. Потому не бойтесь говорить обо всем настораживающем, что замечаете за ребёнком во время приёма им препаратов. Вы намного тоньше чувствуете его, чем самый квалифицированный врач. А вообще - будьте здоровы!