Концертом группы «HRISTINA» в ДК «Гайдаровец» завершился II Московский фестиваль негосударственных театров «Театр нашего времени». Арт-поп певица выступила в одном из залов старинного особняка XVIII века перед участниками фестиваля и зрителями спектаклей.
Первый фестиваль собрал в прошлом году маленькие московские театры и представил публике свой нестандартный репертуар. Всё-таки ж фестиваль, и в рамках этого пространства можно пробовать, искать, показывать что-то, что несвойственно, что может оттолкнуть на первый взгляд, но потом не выходить из головы, выстраивая параллели из окружающей действительности. Так происходило и в этом году.
На этот раз фестиваль вышел на всероссийский уровень. На приглашение москвичей откликнулись театры из разных уголков страны ― от Санкт-Петербурга до Иркутска. Из 54 заявок 16 были одобрены. В фестивальную программу вошли спектакли театров с очень разными направлениями и жанрами: пантомима, jam session, психологический перфоманс, драма, моноспектакль, авторское исполнение.
Среди них много самобытных, философских постановок. Кроме вечных вопросов о любви, чести и достоинстве, режиссёры без лишней скромности предлагали зрителям «обсудить» критерии современности, новые нормы и новую этику. Видимо, поэтому столько исповедей в афише. Все три спектакля, что удалось посетить лично мне, ― это истории героев ― вымышленных и реальных, знакомых даже с историческими персонами.
«Винд оф Чейндж» ― спектакль-читка из обрывков радиоэфиров
В Лялином переулке за книжными полками Библиотеки им. Жуковского Театр «OST» из Санкт-Петербурга инсценировал отрывки из романа Ильмиры Болотян «Дочь тракториста». Режиссёр Елизавета Остропико сама вышла на сцену вместе с другими артистками, чтобы прочитать бытовую ораторию о девочке Шуре, которая жила в далёкие 80-е и планировала стать вторым Лениным.
История тяжёлая. Речь от первого лица. Создатели сознательно (или бессознательно?) искали подачу полегче, складывая из страниц романа бумажные самолётики, чтобы их «прочитали и передали другому». Минимум действий. Минимум света. Минимализм речитативного шабаша.
Читка в тёмном зале и блуждающий луч, останавливающийся на атрибутах Шуркиной жизни, не добавили радости зрителям и оставили вопросы половине зала, ушедшей через полчаса после начала действа. Другая половина смогла задать свои вопросы режиссёру по окончанию действия.
Взяла один самолётик из тряпичного мешка. Одна страничка ― часть романа. Читать этот нон-фикшн я бы точно уже не стала. Надо запомнить имя автора.
Если бы у тебя были крылья, но они были бы под запретом
Спектакль «До последнего взмаха» от Театра-лаборатории S.T.E.R. тоже был исповедальным монологом главного героя. Автор пьесы Игорь Яковлев наделил его необыкновенной мутацией ― настоящими крыльями. Но в его стране такие люди вне закона. Воспитанный в традициях патриотизма, он совершает поступки, которые не прощают. И как настоящее испытание к нему приходит любовь к обыкновенной девушке, которая мечтает летать.
Артём Мосин-Щепачев играет Крылатого, который ради закона и спокойствия граждан переступает через собственную жизнь, выворачивая себя наизнанку, лишь бы крылья никому не мешали…
История задела. И не только из-за того, что герой несколько раз произносил моё имя со сцены. К Крылатому испытываешь очень разные чувства ― от безразличия и злости до симпатии и сопереживания. Очень выразительные глаза артиста выражали страх, сомнения, уверенность, растерянность... всё, что так мучило Крылатого, подчеркнув его фантастический образ.
Письмо прокурору от «Театра историй»
«Театр историй» представил на фестивале спектакль «Не верьте господину Кафке». Автор пьесы Зиновий Сагалов показывает нам своего коллегу, всемирно известного писателя в процессе поиска вдохновения и творческого порыва, а также то, что может происходить с прототипами, которым (как правило) не нравится, как про них написано.
Это спектакль-монолог с неожиданным взглядом на события, что описаны в рассказе господина Кафки «Превращение». Героиня пьесы пишет письмо прокурору, рассказывая в деталях свою историю… историю превращения. Театр историй всё-таки. Евгения Крюкова тонко чувствует свою героиню Грету и ведёт нас от образа сильной женщины к слабому существу, зависимому от чужого мнения. Занавес. Это была последняя постановка в фестивальной программке.
― Главное, что я увидела на этом фестивале, это радость в глазах зрителей, после просмотра спектаклей, ― говорит руководитель фестиваля, режиссёр, актриса Валерия Приходченко. ― Может быть, чьи-то ожидания не оправдались, но мне кажется, что таких фестивалей должно быть много по всей стране. Хочу пожелать всем участникам вдохновения, потому что мы нужны людям, которые к нам приходят.
Анжелика ЛУКИНА, фото автора
Точка на карте: Дом культуры «Гайдаровец»,
ул. Земляной Вал, 27, стр. 3, Москва