Найти тему

Баранников Пётр Фёдорович, сын Фёдора Фёдоровича. Детство, ВОВ и после...

Возможно это будет интересно в Ростовской области жителям хутора Зайцевки и соседних сёл Красносулинского района; сел Б. – Неклиновка, Самбек и других Неклиновского района, в хуторе Терновка и с… Греково, упомянутых и других мест.

Выборочно сокращённо из неизданного повествования «Три Фёдора»,написанного моим отцом Баранниковым Петром Фёдоровичем, агрономом колхозов.

Баранников Пётр Фёдорович, участник и инвалид Великой Отечественной войны, воевавший в партизанском отряде «Отважный – 2» Ростовской области с 8 марта по 1 августа 1942 года, будучи при своём отце , Баранникове Фёдоре Фёдоровиче,бойце отряда , а в 1943 – 1945 году уже сам на фронте, родился в хуторе имени Воровского Неклиновского района Ростовской области 18 августа 1925 года.

Перед войной с семьёй жили в том же Неклиновском районе: сперва в хуторе Денисова,а затем в селе Б.- Неклиновка - всё рядом. Его отец, Фёдор Фёдорович, с декабря 1935 года по декабрь 1938 года, председатель колхоза «имени Ленина» в Денисове Отрадненского сельсовета, а затем «Большевик» в Б.- Неклиновке с 6 октября 1940 года по 12 октября 1941 года. В войну в 1943 году после освобождения Орловского района от оккупантов нашими войсками возглавлял колхоз «имени 3 – го Коминтерна» в хуторе Терновка с января по сентябрь 1943 года. Перед освобождением возглавлял там подпольную группу. После войны снова председатель в сёлах Отрадном, потом в Б. – Неклиновке. Родился в слободе Самбек Таганрогского округа Области Войска Донского… в Горловке…Вернулись… Работа… Гражданская война… Участие в строительстве новой жизни. ВОВ... После…

Жена Надежда Кирилловна.Дети Пётр и другие…

В мае уже шла интенсивная мобилизация в Красную Армию для учений. Готовились к защите от возможного нападения фашистской Германии.

Семилетку Петя окончил в 1941 году. Директор школы - Пётр Афанасьевич Касьяненко; тоже потом боец в «Отважном – 2».

В субботу 21 июня подъём в три часа утра; пешком нарядные классом пошли в село Покровское, райцентр в 3 – х километрах. Поездка с учителями в город Таганрог на «Колхозном» поезде со станции «Неклиновка». Отдыхали, ели мороженое, сфотографировались и назад домой. Вечером выпускной в школе, встреча рассвета, кому позволили.

А 22 июня война. Речь Молотова…

Осенью Петя пошёл в восьмой класс уже в Покровском. Вместе с другими учениками изучал военное дело. Привлекали на рытьё окопов.

При подходе немцев к Неклиновскому району под руководством района и своего правления в октябре началась срочная эвакуация колхоза: крупный рогатый скот (КРС) в Орловский район хутор Греково… Остатки зерна раздали людям.

После этого Петя с отцом в истребительный батальон, потом в Орловский район хутор Греково к эвакуированным семьям, сопровождавшим КРС. Суровая зима 1941 – 1942 годов… В марте отец по заданию приехал из отряда, проверил состояние людей, КРС,решил по месту необходимые вопросы и уже с Петром отбыли в партизанский отряд «Отважный – 2» с базой в низовьях Дона . Там Петя при отце был с 8марта по 1 августа 1942 года.

После 2 – го взятия Ростова 24 июля, а потом и Азова немцы предприняли попытку уничтожить отряд, выделив значительные силы. Численность оборонявшихся партизан была около сорока человек. Поэтому после двух дней сопротивления , по решению командования отряда, ночью погрузили в баркасы оружие, боеприпасы, провиант. Не уместившиеся продукты спрятали в лодках в ериках и под парусами по Азовскому морю ушли в Ейск. Там отряд был расформирован на подпольные группы, так как немцы уже штурмовали город. Баранников – старший с парторгом своего колхоза Воронцовым Фёдором Матвеичем были направлены в Орловский район.

Петя об этом не знал, так как за день до этого в лодке с сопровождающими документы отряда отбыл в Кагальник. Там старшие документы спрятали. Пете же с полномочными документами на эвакуацию людей и КРС за Волгу с напарником нужно было идти в Орловский район. Стали уходить от немцев, уже занимавших Кагальник. Мужчина постарше растёр ноги и остался в одном из сёл. Петя дошёл до самого хутора Грозного, что под Майкопом. Переболел. Хутор заняли немцы. В Орловский район пришлось идти по оккупированной территории. Докумены о задании спрятал от обыска немцев раньше. В Греково эвакуированных уже не было. Из – за быстрого наступления немецких танков и войск,они добрались только до Терновки, что рядом.

В Греково Баранников – отец с Воронцовым добрались пешим ходом. Побывали у старосты Середы под предлогом постановки на учёт уже по темноте. Бывший председатель колхоза, избран жителями для меньших проблем с немцами. Баранников знал его ещё по встречам председателей в Ростове и потом по 1941 – 1942 годам … Прощупали,поверили - свой. Коров раздал по дворам – жители сохранили до прихода наших 50 голов , что хватило на завод в Б.- Неклиновке. Об эвакуированных семьях Середа не знал – сами нашли в Терновке, где и остались для подпольной деятельности сапожником и снабженцем. Разузнали и не болтая лишнего, убедили тамошнего старосту эвакуированных,где были и семьи Баранникова и Воронцова, отправить на летние стойбища охранять спрятанных там от фрицев верблюдов, коров,зерно.., о чём знали только староста и посвящённые. До прихода своих в январе 1943 года сохранили.

Петя всего этого не знал. Становиться на учёт у старосты Середы и расспрашивать у него из опасений не стал. Не знал, что он проверен отцом и напарником - не сдал бы.

Ушёл в Неклиновский район. Партизан не нашёл. Долго скитался, мёрз холодными ночами осенью в летней одежде,голодал,питался тем,что находил в полях. Без документов было опасно: в селениях фашисты,полицаи. Партизанам и за помощь им грозил расстрел. Стал пробираться в село Самбек ,где проживали бабушка Меланья Григорьевна и тётя Марфа с дочкой. В повествовании не нашёл, но в нашей семье говорили , что Петя ночью подполз к речке напиться воды и попался немцу. Был арестован,заподозрен в связи с партизанами, но случайно спасся от расстрела. Полицай – родственник вызвался сам его расстрелять; вывел за околицу и отпустил, выстрелив вверх. Чуть позже Петя ночью всё – таки пробрался к бабушке, и она укрыла внука. Нашли ему аусвайс, оставшийся от родственника деда Сухомлинова Дениса Григорьевича,пусть будет ему память. Подправили год рождения. А тут выселение немцами жителей в город Таганрог – при подходе Красной Армии немцы организовывали и укрепляли свою оборону.

В городе не знали, что Петя партизан.Он попытался найти подполье – не удалось.Попытка перейти линию фронта к своим тоже не получилась. Петю обнаружили, и он в ответ забросал немцев гранатами. Фрицы подумали, что это наши разведчики, и пошли к линии фронта. Петя же ушёл в глубь Неклиновского района:хутора Денисова,Кутейникова, село Отрадное.

Но и там было опасно и для него и для друга детства Ильи Великоцкого с мамой, Петра принявших. Все знали, кто он и, что партизан. Ушёл вовремя снова в Таганрог, так как его поимкой уже занялись начальник полиции Чаплия и верные немцам полицаи.

Истёк срок действия аусвайса. Смог получить новый на фамилию Баранко, так как свою называть было опасно. Баранников – старший был слишком известен в районе. Его объяснениям поверили, но отправили на принудительные работы, где пробыл недолго – Красная Армия начала наступление на Самбекские высоты.

30 августа 1943 года Неклиновский район был полностью освобождён от захватчиков (немцев и кто был с ними). В августе Пётру исполнилось 18 лет. Он был призван в ряды

Красной Армии полевым военкоматом в городе Таганроге, где они снимали квартиру на Старопочтовой улице.В селе Самбек первоначально не призвали. Оставили ждать свой райвоенкомат.

На фронте с 1943 по 1945 годы, за исключением периодов лечения в лазаретах и госпиталях после ранений. Пулемётчик. Обучен ещё в партизанском отряде старшиной - моряком из флотилии легендарного Куникова Цезаря Львовича.

С января 1945 года командир отделения. Сержант. Комсорг роты. Награждён медалями: «За отвагу», «За победу над Германией». Последующие награды в мирное время для ветеранов и инвалидов войны.

Подготовка и первые бои проходили на юге в Таврии на Мелитопольской земле в 109 – й Гвардейской стрелковой дивизии (Г С Д) 309 – го полка 3 – го батальона в роте старшего лейтенанта Хайрулина, взводе старшего сержанта Коновалова,знакомого Петру ещё по горькому и безрадостному отступлению на Кавказ. В одном из боёв командиры и более двадцати бойцов погибли. Рота пополнялась и снова редела в боях.В октябре Пётр получил тяжёлое ранение в пах, потерял много крови, но отбил таки атаку фашистов пулемётными очередями,что спасло и его; потом потерял сознание. Напарник Николай Стрионов, сам раненый в руку, под обстрелом вызвал санитаров. Один из них оказался земляком – разъездной механик Носовской М Т С Хибара. Он на руках донёс Петра в медсанбат, где Баранникову сделали операцию и влили кровь. Разговор хирургов : «Организм молодой, выдержит без удалений». Потом из Токмака в товарных вагонах, приспособленных для перевозки раненых, в эвакогоспиталь в городе Таганроге. Здесь он встретил одного из друзей детства Илюшу Бутенко, выздоравливающего после ранения в руку, временно санитар.

Проведывали родственники из Самбека и округи. Петя сообщил о себе запиской.Сначала медсестра передала землякам на рынке, а они бабушке и родным в Самбек. А уже тётя Марфа по раскисшей осенней дороге ночью пешком шла 15 километров в Неклиновку сообщить отцу Пети и семье.В госпитале у Пети оказалось много однофамильцев. И отец Фёдор Федорович первый раз с трудом отыскал его по записям регистрации ранбольных,пройдя сначала другие корпуса.

В декабре 1943 года Пётр был отправлен санитарным поездом долечиваться в Сибирь: города Бийск, потом Барнаул. Удивительно было видеть свет ночью и отсутствие светомаскировки в Западной Сибири.

В пути вспоминал друзей, о дальнейшей судьбе которых узнал позже или после войны. Илюша Великоцкий, с которым встречался под Мелитополем, из пехоты был направлен в танковый взвод, где проявил себя в боях. С ним Петя дружил и в послевоенное время.

Вася Каменский погиб, заслонив товарища во вражеской траншее. Вася Тихомиров с простреленными лёгкими лечился госпитале.

Вспоминал о солдате старше по возрасту во время бомбёжки закрывшего Петра сверху и погибшего от осколков бомбы, как поступали многие старшие солдаты в войну,закрывая молодых. И мнение многих людей, сказанные словами и выраженные в песнях: « Все выжившие должны быть вечно обязаны погибшим», защитившим их от пуль, осколков снарядов и бомб, издевательств.

Как Александр Держиев, родной брат будущей жены Петра, призванный в 17 лет(1926 года рождения) и получивший смертельное ранение в живот в первом же бою под селом Черниговкой в 1943 году. И погибшие дядя Митя , Дмитрий Кириллович, брат – близнец мамы; и дядя Николай Андреевич, брат отца по матери, под Сталинградом.

Переподготовку , смотр и итоговое тактическое учение Пётр прошёл в 1- й Московской гвардейской стрелковой дивизии (Г.С.Д.). Снова на фронт эшелоном с покупателями из 3- го Белорусского фронта. После лёгкого ранения и выздоровления зачислен в 84- ю Г.С.Д. 243- го полка 3- й роты. Участие в боевых действиях 1944 года. 22 июня того же года подняты по тревоге и на Оршу, в группу «Центр» и дальше дорогами войны. Операция «Багратион» и река Березина.

Снова тяжёлый бой… Товарищ бросил гранату. Но она ещё не успела разорваться на противоположной стороне, как треснул разрыв фашистской гранаты слева от Петра, за пнём, вырвав из рук пулемёт и ранив в левую кисть. Рука его сделалась непослушной. Снова лечение, выздоровление и в бой.

Описание боёв для краткости текста не приводятся.

1945 год. Тяжёлое ранение под Кёнигсбергом. Снова госпиталь. После длительного лечения домой вернулся только в сентябре 1945 года, где надеялись и ждали.

Баранников Пётр Фёдорович инвалид войны: два тяжёлых и два лёгких ранений. Удостоверение инвалида сдал почти сразу в военкомате: стыдно было пользоваться молодым. Повторно оформил только в старшем возрасте в Красносулинском районе.

После войны жил в хуторе Кутейникова Неклиновского района уже своей семьёй и до 1949 года работал там же в колхозе «имени Ленина». С октября 1949 по ноябрь 1952 годы учился в средней сельхозшколе младших агрономов в городе Новочеркасске. После окончания с ноября 1952 по декабрь 1954 годы агроном колхоза «имени Ленина». В январе 1955 года получил направление на работу, а летом перевёз свою семью в хутор Зайцевка Красносулинского района Ростовской области Садковской М Т С (в то время Зверевский район Каменской области). До пенсии в основном агроном колхоза в Зайцевке. От повышений отказывался по состоянию здоровья. Образование высшее – Персиановский сельхозинститут заочно. Пётр Фёдорович вёл большую общественную работу. Работа с молодёжью. Председатель общества ветеранов войны(с … по …) в Зайцевке. Член КПСС, КПРФ. Ушёл из жизни 22 апреля 1999 года.

Жена Баранникова Анна Григорьевна(Держиева в девичестве) из села Покровское, райцентр Неклиновского района, родилась в декабре 1924 года. Работала учителем в Зайцевской 8- ми летней школе. Ушла из жизни 12 октября 1989 года. Похоронены в хуторе Зайцевка Красносулинского района.