Знаете ли вы, что один из пионеров архитектуры эпохи Возрождения вечно смотрит на своё самое знаменитое творение в итальянском городе Флоренции?
В этой статье вы откроете для себя список самых важных фактов о жизни итальянского мастера по имени Филиппо Брунеллески – одном из самых известных творцов эпохи Возрождения.
Также советуем полистать список самых знаменитых трудов Брунеллески, с ним можно ознакомиться на этой странице.
1 место. Филиппо Брунеллески Родился и Вырос во Флоренции
Филиппо Брунеллески родился во Флоренции – городе, считающемся родиной Ренессанса, а также являющемся столицей итальянского региона Тоскана. Он родился в 1377 году и наиболее известен своим архитектурным вкладом в тот самый город, в котором был рождён. Его частенько называют «отцом-основателем архитектуры эпохи Возрождения» и первым современным инженером и руководителем проектов по строительству – эдаким прорабом.
Его смело можно назвать одной из самых влиятельных фигур эпохи Возрождения, поскольку большинство наиболее известных мастеров черпали своё вдохновение в его изобретениях и достижениях.
2 место. Он Происходил из Богатой Семьи, Владевшей в Городе Целым Дворцом
Если вы думаете, что Брунеллески очень сильно повезло с семьёй, в которой он родился, то вы заблуждаетесь. Его отец по имени Брунеллеско ди Липпо был уважаемым флорентийским нотариусом и членом городского управления.
Его матерью была Джулиана Спини – член богатой семьи Спини, владевшей одним из городских дворцов. Этот дворец, именуемый Палаццо-Спини-Ферони, существует во Флоренции и по сей день. В те времена он уступал по размерам лишь одному, самому знаменитому флорентийскому дворцу под названием Палаццо-Веккьо.
3 место. Он Вступил в Самую Престижную Гильдию Флоренции
Целью юного Филиппо было пойти по стопам отца, поэтому он и получил формальное образование в области литературы и математики.
Однако он был слишком артистичен, чтобы заниматься бюрократической карьерой, а посему и был зачислен в «Арте-делла-Сета» – флорентийскую гильдию торговцев шёлком. Это была самая богатая и влиятельная городская гильдия, в неё также входило множество художников и ремесленников.
4 место. Его Самые Ранние Работы Включают в Себя Бронзовые Скульптуры Святых
Первоначально он получил образование мастера ювелирного дела, после чего начал работать скульптором, отливая изделия из бронзы. Всё это, в 1399-1400 годах, привело его к некоторым ранним заказам.
Его первые дошедшие до нас работы данного раннего периода карьеры мастера – несколько бронзовых статуй святых и евангелистов, которые он создал для Часовни Распятия, находящейся в Кафедральном соборе Святого Зенона, что в итальянском городе Пистойя. К ним относятся статуи Святого Иоанна Богослова, пророка Иеремии и пророка Исайи.
5 место. Он Отказался от Скульптуры После Своего Поражения в Конкурсе
Несмотря на то, что талантлив он был явно, по жизни Брунеллески был известен как закоренелый неудачник, а всё потому, что он хотел быть лучшим во всём. Парень думал, что сумеет достичь вечной славы, получив заказ на две бронзовые двери Флорентийского баптистерия, которые, в ознаменование окончания второй в истории пандемии чумы, известной как «Чёрная Смерть», заказало правительство Флоренции. Город организовал конкурс, в котором приняло участие семеро скульпторов, каждый из них к этому моменту уже создал бронзовое панно с изображением «Жертвоприношения Исаака».
Хотя панно Брунеллески и получило много похвалы, победить в конкурсе ему было не суждено. Его выиграл другой молодой скульптор по имени Лоренцо Гиберти, которому и удалось прибрать данный заказ к своим рукам. Это был поворотный момент в жизни Филиппо, так как с тех пор он решил полностью отказаться от скульптуры и посвятил всё своё свободное время оптике и архитектуре – двум областям, в которых он, в конечном итоге, и преуспеет.
6 место. Возможно, Он Изучал Древние Памятники в Риме со Своим Очень Известным Другом
По своей сути карьера Брунеллески началась в поворотный момент в истории искусства. В ту пору возродился интерес к классической древности, что привело к переходу искусства от нереалистичных средневековых изображений к более реалистичному стилю.
Предполагается, что в столицу Италии – вечный город Рим – Брунеллески ездил вместе со своим другом – скульптором по имени Донателло. Там парни изучали древнеримские памятники. Один из самых интересных фактов о Филиппо Брунеллески заключается в том, что данное путешествие определило его представления об архитектуре, поскольку он оказался под сильнейшим влиянием своих открытий при изучении древних руин.
7 место. Его Первый Архитектурный Заказ Явно Ссылался на Классическую Древность
Прошло много времени, прежде чем он, наконец, получил свой первый действительно серьёзный заказ в качестве архитектора, и получил он его, между прочим, через гильдию торговцев шёлком. Он должен был спроектировать дом для сирот, известный как Оспедале-дельи-Инноченти – массивное сооружение, которое строилось в период между 1419 и 1445 годами.
Ведущим архитектором данного проекта он был только до 1427, но при этом успел спроектировать одну из самых выдающихся особенностей этого здания – аркаду с девятью арками, поддерживаемыми с каждой стороны пилястрами. На тот момент это был революционный дизайн, и он не был явной отсылкой к древнеримской архитектуре. Зато он стал образцом для бесчисленных подобных сооружений по всей Европе.
8 место. Брунеллески Спроектировал Место Последнего Упокоения Семьи Медичи
Через несколько лет после своего дебютного архитектурного проекта он сорвал настоящий джек-пот и получил заказ на проектировку базилики Сан-Лоренцо, строительство которой спонсировало семейство Медичи – самая влиятельная семья Флоренции того времени.
Его главным вкладом в эту огромную базилику, которая на тот момент стала самой большой в городе, были центральный неф и Старая Ризница, ставшая впоследствии местом последнего упокоения членов семьи Медичи. Старая Ризница Сан-Лоренцо по праву считается одним из важнейших памятников архитектуры раннего итальянского Возрождения!
9 место. Он Создал Революционную Концепцию в Архитектуре Эпохи Возрождения
Одним из самых интересных фактов о Филиппо Брунеллески является то, что он создал настоящую революционную концепцию, её можно отследить в планировке церкви, возведённой в архитектурном стиле эпохи Возрождения. Все романские и готические церкви ранее строились в форме креста. Брунеллески спроектировал церковь Санта-Мария-дельи-Анджели таким образом, что она имела форму восьмиугольника и больше походила на ротонду.
Именно поэтому она выглядела очень похожей по своей форме на Пантеон в Риме – древнеримский храм, который был преобразован в католическую церковь. На пару с Донателло несколько десятилетий назад Брунеллески внимательно изучал данное сооружение. Строительство этого религиозного здания было начато в 1434 году, но в 1437 оно было приостановлено. Средства на её возведение были использованы на поддержание войны. Сделанной осталась лишь нижняя часть дизайна Брунеллески.
10 место. Многие Известные Творцы Черпали Своё Вдохновение в Дизайне Брунеллески
Когда другие мастера увидели планы церкви Санта-Мария-дельи-Анджели, они получили массу вдохновения и постарались проработать концепцию ещё больше. В конце XV столетия сам Леонардо да Винчи в одной из своих тетрадей набросал план с очень похожим рисунком.
Донато Браманте в начале XVI века создал одно из самых «гармоничных зданий в архитектуре эпохи Возрождения». Темпьетто, он же Маленький Храм, также был вдохновлён дизайном Брунеллески. Всё это завершилось первоначальным планом Браманте для базилики Святого Петра в Риме, а точнее в Ватикане, которая в конечном итоге была завершена Микеланджело в середине XVI столетия.
11 место. В 1418 Году Брунеллески, Наконец, Отомстил Своему Старому Сопернику Лоренцо Гиберти
В 1418 году Флорентийскому Кафедральному собору не хватало его последнего элемента – грандиозного купола, который сразу же сделал бы его одним из самых феноменальных соборов планеты Земля. Проект купола был разработан ещё в конце XIII века человеком по имени Арнольфо ди Камбио, но в середине XIV столетия его первоначальный план был значительно расширен другими различными архитекторами.
В 1418 году был организован ещё один архитектурный конкурс, в котором вновь зарегистрировались два старых заклятых соперника – Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти. Для Филиппо это был настоящий момент славы, потому как на этот раз, наконец, он смог обойти своего главного соперника!
12 место. Он Создал Купол, Который Считалось Невозможным Построить
Купол собора должен был стать больше купола Пантеона в Риме, и не мог иметь поддерживающих контрфорсов, поскольку это так и не было одобрено городским советом из-за соперничества с городами на севере страны. Его революционный дизайн включал в себя множество математических расчётов и двойной купол, при этом внутренний купол был построен всего лишь для поддержки общей конструкции, тогда как внешний купол защищал своего внутреннего собрата от дождя и другой непогоды. Дополнительная поддержка хорошо обеспечивалась 28 горизонтальными и вертикальными рёбрами жёсткости.
Помимо структурных проблем, была также небольшая проблема и в логистике проекта. Чтобы лишний раз подчеркнуть свою универсальность, Брунеллески сконструировал подъёмные механизмы, которые обеспечили лёгкое перемещение материалов на вершину постройки. Эта удивительная особенность была вдохновлена трудами Витрувия, носящими название «Десять Книг об Архитектуре», в которых подробно описывается, как этого достигали древние римляне. До сих пор купол Флорентийского Кафедрального собора является самым большим кирпичным куполом в мире!
13 место. Его Уникальный Дизайн Стал Образцом для Многих Других Известных Куполов
Уникальный дизайн купола Флорентийского Кафедрального собора, содержащий в себе как внешний, так и внутренний купола, послужил источником вдохновения и для нескольких других подобных конструкций.
Одними из наиболее примечательных являются купола Дома Инвалидов – самого высокого купола Парижа – столицы Франции, и купол здания Капитолия – одного из самых важных сооружений Вашингтона, округ Колумбия – столицы Соединённых Штатов Америки.
14 место. Он Создал Систему, Которая Произвела Революцию в Художественном Искусстве
Помимо того, что Брунеллески является одним из самых влиятельных архитекторов эпохи Возрождения, он внёс ещё один и, возможно, даже более важный вклад в мир искусства в целом.
Он считается самым первым человеком, создавшим систему, точно описывающую линейную перспективу. Это позволило разным художникам точно рисовать пейзажи и другие элементы в абсолютно чёткой трёхмерной перспективе. Одним из самых поразительных фактов о Филиппо Брунеллески является то, что большинство художников вплоть до XIX столетия в качестве стандартного метода живописи использовали именно его систему.
15 место. Его Карьера в Кораблестроении Такой же Успешной не Была
В какой-то момент у Филиппо появились амбициозные планы стать величайшим в мире кораблестроителем. Он изобрёл лодку, которая могла бы «перевозить мрамор по реке Арно за меньшие деньги, чем обычно, и с некоторыми другими преимуществами».
Он даже запатентовал своё изобретение, и всё лишь потому, чтобы получить всю прибыль себе, и не делиться ею с гильдией торговцев мехом. Однако его проект так и не сработал. Большая лодка Брунеллески под названием «Бадалона» в те времена считалась революционным изобретением, но почему-то взяла, да и затонула после своего первого же спуска на воду. Вместе с ней в реке Арно также была похоронена и большая часть личного состояния Филиппо.
16 место. Брунеллески Был Похоронен в Самом Известном Здании, в Котором Он Также и Работал
Филиппо Брунеллески был удостоен большой чести быть похороненным в соборе, который он помогал проектировать. Его захоронили в склепе Флорентийского Кафедрального собора. Позже друг мастера – Антонио Манетти – так написал в своём заявлении:
«Он был удостоен чести быть похороненным в базилике Санта-Мария-дель-Фьоре, где его уже ждал мраморный бюст, который, как поговаривают, был вырезан с натуры и помещён туда на вечную память с великолепной эпитафией».
17 место. Он Всегда с Большим Трепетом Взирает на Своё Самое Удивительное Достижение
Одним из самых интересных фактов о Филиппо Брунеллески является то, что его статуя была установлена на городской площади рядом с собором. Голова скульптуры обращена вверх, к его куполу.
Таким образом, Филиппо Брунеллески будет вечно смотреть на своё самое известное творение – великолепный купол Флорентийского Кафедрального собора – сооружение, которое, как многие думали, никогда так и не сможет быть построено!
#стопочки #интересное #интересные факты #искусство #архитектура #творчество #брунеллески #филиппо брунеллески