Найти тему
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Затонувшее судно

Оглавление
экспедиция Уральского дайв-центра. Цель – исследовать находящееся в фарватере реки неизвестное затонувшее судно

Зимой 2022 года состоялась экспедиция Свердловского областного отделения РГО и Уральского дайв-центра «Тритон» на р. Кама. Цель – исследовать находящееся в фарватере реки неизвестное затонувшее судно

-2

Зимний период времени позволил разбить базовый лагерь на льду реки в предполагаемом месте, затем с помощью подводного дрона определили точное месторасположение судна. В районе кормы корабля была пропилена во льду майна, и дайверы Сергей Пахотин, Елена Гакашина, Александр Беспамятных и Наталья Копылова начали погружения. Условия погружений – температура воды 0 о С, температура воздуха -12 о С, толщина льда 5-10 см, видимость 1-1,5 м, слабое течение

-3

Судно лежит на русле реки, носом по течению, с дифферентом на нос.  Глубина 11 метров в кормовой части, 20 метров в носовой части.   Приблизительная длина судна около 40 метров, ширина 8 метров, видимая часть борта возвышается над слоем ила на 2 метра. Судно предположительно плоскодонное, лежит на днище, не имеет видимых повреждений и хорошо сохранилось. Но что же тогда стало причиной гибели корабля?

-4

Борта сделаны из деревянного бруса и грубо обработаны. Видны ряды шляпок железного крепежа. Ближе к корме сохранился фальшборт, сделанный из брусьев, окованных металлической лентой с железным крепежом. Настил палубы выполнен из доски толщиной примерно 50 мм. Частично в конструкции использованы почти необработанные бревна.

-5

Корпус коробчатой формы без острых обводов, форштевень и киль не обнаружены. Носовая оконечность прямоугольной формы, с продольной обшивкой днища. Угловые соединения сделаны довольно грубо. Носовая часть судна висит в полуметре ото дна.

Вплотную к левому борту в носовой части судна находятся два круглых отверстия, диаметром около 30 см, в них видны элементы силовой конструкции судна.

-6

Ближе к правому борту судна в носовой части расположены два люка прямоугольной формы, примерно 70х70 сантиметров, на расстоянии около 1,5 метров друг от друга по диагонали. Ближе к носу находятся два открытых люка прямоугольной формы 2 х 1.5 м, ведущие в трюм. Внутренние помещения под люками заполнены илом. Свободное пространство от поверхности ила до потолка трюма около полуметра. Высокий уровень ила внутри судна позволяет предположить, что трюм заполнен грузом.

-7

Вдоль бортов расположены цилиндрические сдвоенные кнехты с остатками швартовочных тросов. От правого борта судна ко дну тянется веревка прямоугольного сечения примерно 15х15 мм, предположительно из кожи.  По периметру корабля Ярослав Макаров выполнил подводную видеосъемку.

-8

Справка

Объект было обнаружен в 2021 году дайверами из пермского дайвинг-центра. Судно лежит на дне реки Кама в месте впадения в нее реки Чусовая. В старину здесь загружали барки различной продукцией и отправляли по Каме в европейскую часть России. В связи с этим можно предположить, что в трюме корабля может находиться груз, предназначенный к дальнейшей перевозке. Найденное судно – предположительно барка XVIII-XIX века. Окончательный тип судна определят специалисты.
-9

Опубликовано в журнале Уральский следопыт

-10

Автор: Кондрашин Сергей

Руководитель дайв-центра «Тритон», руководитель экспедиционной секции Свердловского отделения Русского географического общества
Руководитель дайв-центра «Тритон», руководитель экспедиционной секции Свердловского отделения Русского географического общества

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях

#дайвер #погружение #река #кама #Чусовая #экспедиция #затонувшее судно #майна #РГО #русло