Лев Шестов является, пожалуй, самым парадоксальным русским философом, во взглядах которого переплелись традиционные для русской философии религиозные идеи и нигилистические взгляды западно-европейских мыслителей-иррационалистов, прежде всего Фридриха Ницше. Не стоит забывать и того, что Лев Шестов — это псевдоним философа, его настоящее имя было Иегуда Лейб Шварцман, а его отец, богатый фабрикант и купец, был еще и знатоком древнееврейской письменности, знал иудейские традиции, и молодой Лейб не мог не испытать на себе влияния еврейского мистицизма.
Все это породило то интересное учение, которое называют экзистенциализмом Льва Шестова.
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
Книгу «Афины и Иерусалим» Шестов создал уже в эмиграции, куда был вынужден уехать после революции. Как оказалось, это была его последняя книга, и она естественным образом подытожила всю его философскую деятельность. Она представляет собой сборник эссе и статей мыслителя, написанных им за 10 лет. Эти тексты объединились под одной обложкой по причине того, что, так или иначе, рассматривают одну и ту же проблему: отношения веры и разума, иррационального и рационального. Название книге дала статья, в которой эта антиномия рассматривается через призму противостояния греческой рациональной традиции философствования и библейского мистицизма.
Афины тут олицетворяют логику, рацио, а Иерусалим — веру, мистику, иррациональное.
Статья «Афины и Иерусалим», давшая название сборнику, посвящена труду Э. Жильсона «Дух средневековой философии». В ней и других сочинениях, вошедших в сборник— «Об источниках метафизических истин (Скованный Парменид)», «В фаларийском быке (Знание и свобода воли)», «О средневековой философии (Concupiscentia irrestibilis)», «О втором измерении мышления (Борьба и умозрение)» — Лев Шестов многократно упоминает ветхозаветных персонажей: Авраама, Моисея, Иова, а также ссылается на своих любимых мыслителей, в частности, Серена Кьеркегора, Фридриха Ницше, Блеза Паскаля, Мартина Лютера, Федора Достоевского.
Итак, Афины против Иерусалима — кто прав? Признавая красоту классического рационализма, Лев Шестов недвусмысленно утверждал, что истина недостижима рациональными способами. Только личная вера может помочь в этом. Сфера свободы, как считал философ, лежит вне пределов рациональной метафизики. Значит, Иерусалим побеждает Афины.
#философия #книги #культура #лев шестов
Читайте еще на моем канале:
Чем культурные процессы отличаются от других социальных процессов
Что такое биоэтика, и чем она занимается
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Четыре удивительных сказочных средства передвижения на картинах Виктора Васнецова