Ждут нас в трилогии американской писательницы Меган де Вос «Анархия». Беда в том, что всё мы это уже видели, и не раз.
Всем привет! С вами «Книжная лавка Хеллы» - канал о книгах, фильмах и сериалах, с которыми не стыдно провести вечер.🦉📚
Сегодня в нашей рубрике «Книжная аура» - ещё одна фантастическая антиутопия, вдохновлённая «Голодными играми» и современной поп-культурой. Что ж, микс получился настолько же любопытным, насколько и неоднозначным – но обо всём по порядку.
Вообще, очередное «большое спасибо» хочется сказать инди-певцу Гарри Стайлзу (ох уж, этот Гарри!), без которого, похоже, не обходится в последнее время ни одна приличная янг-эдалт книжка. Ну, без откровенного «сдирания» с него облика для главного героя – уж точно. Так и здесь: подающая надежды ассистентка хирурга из Су-Фоллс (Южная Дакота), по имени Меган де Вос – настолько вдохновилась творчеством данного исполнителя, что «в лёгкую» написала с ним и собой в главной роли аж два романа-антиутопии, в которых действие разворачивается в Лондоне далекого-предалекого будущего. Снискав славу на «Ваттпад», Меган де Вос заключила выгодный контракт с издательством, причём сразу на четыре книги – результатом чего стало срочное изменение имен главных героев.
Сюжет. О, он мог бы быть очень даже неплох, если бы не обилие любовных сцен с пометкой 18+. Я, честно говоря, не до конца понимаю, почему несчастного Гарри Стайлза каждый раз столь безбожно эксплуатируют на ниве подростково-эротических романов. Внешность у него вполне посредственная, а обилие татуировок на теле – явно рассчитано «на любителя». Про модный нынче «фетиш», в виде многочисленных шрамов на спине главного мужского персонажа книги – я вообще молчу. Но – так, или иначе, автор заявляет роман, в первую очередь, как научную фантастику – и уже потом как янг-эдалт. Что же мы имеем от первого?
А от научной фантастики, мы, в общем-то, имеем только слабенький внешний антураж, который, по сравнению с той же «Гостьей» Стефани Майер – прописан слишком уж блёкло. Читатель видит перед собой мир далёкого будущего, в котором некая цепочка событий запустила настоящий ядерный апокалипсис, уничтоживший большую половину населения планеты. Оставшиеся группки людей сбиваются во что-то вроде общин, которые строят укреплённые лагеря неподалёку от разрушенных мегаполисов. Теперь им предстоит вести непростой быт, наполненный опасными вылазками в город за припасами, а также без устали охранять собственный лагерь от налётов других, менее «везучих» в плане припасов общин.
В центре романа находится противостояние двух наиболее масштабных лагерей – Блэкуинга, которым командует молодой лидер по имени Хэйден (тот самый «как бэ Стайлз») и Грейстоун, в дочь лидера которого – Грейс Кук, как раз и влюбляется Хэйден, по воле рокового случая. Встреча современных «Ромео и Джульетты» происходит при крайне непривычных обстоятельствах – за Хэйденом с напарниками, отправившимися во вражеский лагерь для пополнения припасов, случайно увязался 11-летний Джетт – ученик, страстно мечтавший доказать остальным свою храбрость. Одно неудачное движение парнишки – и его, вместе с Хэйденом, берёт «на мушку» очаровательная Грейс – эдакий лайт-вариант юной Лары Крофт. По законам Грейстоуна, любой налётчик должен быть убит, но Грейс пожалела мальчишку, а заодно и сопровождавшего его парня – так что нарушила закон, отпустив обоих.
Впоследствии, Хэйден оплачивает перед девушкой свой долг, спасая её в городе от местных мародёров, людей-изгоев, которых в книге называют Зверями. Девушку бросает на произвол судьбы собственный брат, и лидер Блэкуинга вынужден взять Грейс к себе в лагерь, но уже в качестве «пленницы». А далее… Далее наступает тот самый лавинообразный поток женских чувств, с которым, увы, справится не каждый уважающий свои время и деньги читатель.
Если самое начало книги, до прибытия в Блэкуинг Грейс – выглядит ещё более-менее «бодренько» и реалистично, а мысли и чувства главного героя вращаются в сфере интересов вверенного под его «опеку» лагеря, то с появлением светловолосой красотки тональность произведения кардинально меняется. Весь спектр книги начинает «раскручиваться» исключительно вокруг взаимодействия главных героев, причём выставляет обоих в самом нелогичном и нелепом свете.
Персонажи. По идее, можно согласиться с распространённым насчёт данной трилогии мнением о том, что её эмоциональная «начинка» серьёзно напоминает хитовых «Ходячих мертвецов»: тот же пост-ап, те же испытания людей на прочность и акцент на их внутренней сфере, по типу «что делает человека человеком». Однако книга Меган де Вос изначально показывает нам только одну сторону – сторону Блэкуинга, который считается с формальной точки зрения – самым опасным лагерем, а на деле – там все очень даже милые и дружелюбные (один только Докк чего стоит), чего не скажешь о Грейстоуне, где царит прямо-таки жёсткая дисциплинарная атмосфера.
Но в том-то и дело, что всей трилогии не хватает вот этого самого «а что у них там, за забором?» - я имею в виду Грейстоун. Как читателю, мне гораздо интереснее было бы узнать больше об устройстве быта там, и о том, что именно в человеческом плане – так отличает этот лагерь от Блэкуинга, ведь лидер Грейстоуна – Селт, показан далеко не плохим человеком, а в брате главной героини – Джоуне – до самого финала крылась какая-то загадка, которую, впрочем, нам так никто и не раскрыл…
Вместо этого, мы получаем меланхолически-истеричного Хэйдена, который ведёт себя нормально только первые сто страниц, а потом остаток трилогии просто раздражает. Да, парню 21 год, он молод и у него на душе остался тяжёлый отпечаток в виде трагического прошлого – этим можно было бы ещё хоть как-то объяснить его нервные срывы. Но, блин, с появлением Грейс они становятся настолько частыми и удручающе пафосными – что уже становится трудно согласиться с мнением второстепенных героев книги о том, что «Хэйден – самый лучший из нас». Те же Кит и Дакс – лучшие друзья главного героя – и то ведут себя куда разумнее в экстремальных ситуациях, пока лидер лагеря каждые полстраницы страдает от каких-то непонятных и надуманных душевных мук.
Что же до красотки Грейс – то здесь всё ещё интересней. Как я уже говорила, после сравнения фото авторки и описания внешности самой Грейс – становится ясно, что своими эффектными данными и умопомрачительными зелёными глазами (про которые в книге говорится через каждые две страницы), героиня обязана непосредственно создательнице романа. Это немного странно, учитывая, что подобная ассоциация с автором становится особенно неуместной при описании подробнейших постельных сцен, которых в книге предостаточно. Как-то стыдненько, знаете ли, читать книгу – и понимать, что это перед тобой сама писательница «шалит» с каким-то там певцом.
Но я отвлеклась. В общем, когда читаешь о Грейс непосредственно от её лица, и с точки зрения того же Хэйдена, то невольно создаётся впечатление, что речь идёт о двух совершенно разных людях. Если с точки зрения Грейс, мы видим человека, наполненного чувствами и осознающей своё место в этом мире – и тогда можно поверить в то, что она действительно храбрая, честная и т п. То с точки зрения Хэйдена – перед нами складывается совершенно иной образ, а именно – замкнутой капризули, которая вечно везде лезет, и что-то кому-то пытается доказать. Такой диссонанс становится особенно очевидным к третьей книге, когда автор не смогла достаточно чётко показать внутреннее и внешнее проявление чувств Грейс – после новости о косвенной вине возлюбленного в смерти своего отца.
Как итог, можно сказать, что трилогия, в целом, не плоха – однако всё портит излишняя романтизация и нелогичность в поведении главных героев. Кроме того, ничего особо нового вы для себя из неё не почерпнёте, так как подобных сюжетов уже, на самом деле, встречалось в литературе с десяток, а то и больше. Оборванный же финал третьей части, и так и не выпущенная на русском языке четвёртая книга – к сожалению, полностью смазывают смысловую наполненность всего романа.
Три из десяти, и то, если сильно хочется почитать нечто среднее между «пикантной» литературой и слабым подобием сериала «Остаться в живых» или «Сотня».
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь 👇🏻, ставьте лайк 👍🏻 – так вы точно не пропустите новые поступления в «Книжной лавке Хеллы». До новых встреч! 😉📚✨