Что такое "Народный театр" в целом и чем он отличается от привычного французский писатель 20-го столетия Ромен Роллан в своих статьях обозначил, и нам не придется ничего додумывать. Некая "народность" заключалась в создании комфортных условий для людей рабочего класса. Пока интеллигенция вкушает удовольствие в зрительном зале, народу приходится зарабатывать на хлеб, и ни о каких "театральных вечерах" речи идти не может. Возникла идея создать такой театр, который мог бы не нагружать народ лишними заботами: драмами и криками на сцене. Благодаря нему люди смогли бы наконец-то отдохнуть: "Прежде всего он должен благотворно действовать на организм, доставлять физический и моральный отдых труженику, уставшему после рабочего дня".
Допустим, это могло бы воплотиться в реальность, но что же делать актерам? Ведь их главная задача - это быть на одной волне со зрителем, передать те эмоции, которые сам проживает на сцене. Будучи ещё ребенком мне удалось немного заняться театральным искусством, и скажу, что это сильно повлияло на моё мировосприятие: теперь для меня игра настоящего актера - это не просто развлечение, а непосредственно и сложный психологический анализ его титанического труда. Ощущения после каждого спектакля были вот такими:
Готовимся к новой работе, всегда есть страх, что что-то пойдет не так, что я не смогу раскрыться в роли и в полном объеме соответствовать герою. Но перед выходом на сцену неожиданно появляются силы и хочется сделать все, чтобы зрители оценили тебя по достоинству. Иногда появляется чувство, что тебе помогает сцена, помогает войти в роль и окунуться с головой в процесс. Каждый спектакль приходится пропускать через себя, слезы, обиды, неумение, но это того стоит. Я живу театром.
Это эмоции обычного ребенка, а что происходит с настоящим актером во время работы обычный человек понять не в силах. Ну и как же можно отказаться от классического понимания театра и примкнуть к "народному"? И Ромен Роллан говорит нам, что "Отдых, которого мы хотим от искусства, не должен ослаблять духовную энергию...Театр обязан служить источником энергии...Театр должен просвещать ум".
Был ли в итоге создан "Народный театр" непонятно, но с точностью можно сказать, что человек собственноручно загубить искусство не в силах. "Начните с создания народа" - пишет Роллан; это, действительно, является главной идеей: изменить нужно нашу привычную жизнь, чтобы оставалось время для чего-то высокого, для настоящего театра.