Найти в Дзене
Иду и смотрю

«Мы ждем перемен» - новые герои и новые ценности

Моя любимая часть… Со «Стены Цоя», посвященной рождению новой культуры на меня смотрят буквально родные лица музыкантов, артистов, писателей… В СССР конец 1980-х и начало 1990-х – время расширения границ дозволенного в культуре и в обществе. Отмирает государственная цензура в прессе, на телевидении, в кино и в театре. Смелость и острота становятся непременными атрибутами художественного высказывания. Это заметно и в популярных телепередачах - «Взгляд», «600 секунд», «До и после полуночи», и в рок-музыке – песня Виктора Цоя «Мы ждем перемен» воспринимается как гимн нового времени, и в кино – новые герои не боятся говорить правду и даже умирать за нее. Особенно яркие события происходят в литературе – возвращаются на родину книги запрещенных и изгнанных при советской власти писателей и поэтов. Становится очевидным, что политический строй, государственная коммунистическая идеология давно и безнадежно устарели. На общественную арену выходят неформальные группы и сообщества. Представители мо

Моя любимая часть… Со «Стены Цоя», посвященной рождению новой культуры на меня смотрят буквально родные лица музыкантов, артистов, писателей…

Стена Цоя. Экспозиция "День первый"
Стена Цоя. Экспозиция "День первый"

В СССР конец 1980-х и начало 1990-х – время расширения границ дозволенного в культуре и в обществе. Отмирает государственная цензура в прессе, на телевидении, в кино и в театре. Смелость и острота становятся непременными атрибутами художественного высказывания. Это заметно и в популярных телепередачах - «Взгляд», «600 секунд», «До и после полуночи», и в рок-музыке – песня Виктора Цоя «Мы ждем перемен» воспринимается как гимн нового времени, и в кино – новые герои не боятся говорить правду и даже умирать за нее.

Особенно яркие события происходят в литературе – возвращаются на родину книги запрещенных и изгнанных при советской власти писателей и поэтов. Становится очевидным, что политический строй, государственная коммунистическая идеология давно и безнадежно устарели.

На общественную арену выходят неформальные группы и сообщества. Представители молодежных субкультур становятся героями кинофильмов, телепередач и газетных очерков.

«Стена Цоя» в Музее Б.Н.Ельцина условно разделена на несколько тематических блоков, которые наполнены до боли знакомыми афишами, фотографиями, конвертами пластинок, обложками книг и журналов и многим-многим другим, без чего уже невозможно представить собственную жизнь. Эмоции захлестывают)))

Стена Цоя. Экспозиция "День первый"
Стена Цоя. Экспозиция "День первый"

Литература

Литературные журналы возвращают читателю имена и названия, выкорчеванные советской цензурой. Репрессированная и вновь реабилитированная литература оказывает сильнейшее влияние на общество. Со страниц книг и журналов хлынул поток ошеломительной информации. Публикуется роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», рукопись которого была изъята и «арестована» Комитетом госбезопасности в 1961 году. История этой книги – типичный пример того времени. «Окаянные дни» Бунина, «Собачье сердце» Булгакова (как мы раньше могли без него жить??), «Доктор Живаго» Пастернака (а без него???), «Лолита», «Архипелаг ГУЛАГ», - от одного перечисления замирает сердце… А потом «пошли в народ» Пелевин, Улицкая, Веллер…

Рок-музыка

Музыка, которую раньше слушали только дома и на подпольных концертах, разгонявшихся милицией, становится достоянием миллионов. Песни групп «Машина времени», «Аквариум», «Наутилус помпилиус» и других разрушают стереотипы советского мышления и воспринимаются как манифест новой эпохи. Неслучайно в конце 1980-х и в начале 1990-х гг. рок-фестивали и стадионные концерты носят характер социально-значимых событий, привлекающих сотни тысяч поклонников.

Фото из Музея Б.Н.Ельцина
Фото из Музея Б.Н.Ельцина

Считается, что полноценное рок-движение сформировалось в СССР в конце 1970-х – начале 1980х. Причем тогда был тренд на «покровительство» со стороны региональных властей, комсомольских организаций и т.д. – это, якобы, позволяло контролировать рокеров и «держать их в узде».

Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших культурными символами перестройки: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.

Фото из Музея Б.Н.Ельцина
Фото из Музея Б.Н.Ельцина

С этого периода стали появляться многочисленные новые группы, дорога которых к зрительской аудитории была теперь открыта. В России услышали о группе «Агата Кристи», игравшей психоделический постпанк с элементами готик-рока. Появились такие проекты, как «Смысловые галлюцинации», «Ва-БанкЪ», «Ноль», «Ногу свело!» и другие.

Театр

В традиционный советский театр приходят новые веяния. Впервые ставятся спектакли о сталинском ГУЛАГе и его жертвах, возвращается из вынужденной эмиграции опальный руководитель легендарного Театра на Таганке Юрий Любимов, режиссеры и актеры идут в политику, становясь народными депутатами. Появляется первая антреприза, проводятся альтернативные фестивали, открываются новые театры.

Любимов. Фото из интернета
Любимов. Фото из интернета

Кино

Рядовой V съезд кинематографистов становится историческим событием, провозгласив независимость кино от государства. Созданная сразу после съезда конфликтная комиссия разрешает прокат новых фильмов, в свое время запрещенных цензурой. Среди них - «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Комиссар» Александра Аскольдова и другие. После этого съезда в советском кинематографе происходит настоящая революция, создается немало ярких и острых картин. Поиск истины и обретение свободы для советского человека во многом начинается с фильмов того времени. О, сколько их… «Курьер», «АССА», «Интердевочка», «Маленькая Вера», «Зеркало для героя», «Такси блюз»… КАКИЕ это были открытия!!!

Фото из Музея Б.Н.Ельцина
Фото из Музея Б.Н.Ельцина

Все это было, и у нас уже этого не отнять.