При всем моем уважении к художникам-новаторам, чьи имена вошли в историю мирового искусства и известны даже самому неподкованному в теме обывателю, чьи выдающиеся труды лежат в основе классического учебного материала по изобразительному искусству, речь в этой статье пойдет не о них, а о их менее прославленных коллегах, чье творчество отличает свобода образов, оригинальность идей и нетривиальный взгляд на окружающую действительность. Их академически неверные, наивные работы таят в себе историю судеб, в которые вмешались события, способные сломить и уничтожить личность, наши же герои нашли в обстоятельствах вдохновения и способ наладить диалог с миром.
А мир, увы, не всегда был добр к ним...
"Моди", 2016
Мод Льюис (в девичестве Даули)не отличалась крепким здоровьем с детства. Ребенком она часто болела, а в юношеском возрасте у Моди развился ревматоидный артрит, скрутивший ее суставы. После смерти родителей девушка жила с тетей, которая воспринимала племянницу как несмышлёного ребёнка, который не способен позаботиться о себе. Однако, как чаще всего это и бывает, физиологический дефекты Мод смущали в большей мере окружающих, чем ее саму. Молодая жизнерадостная женщина тянулась к миру и жизни, не желая оставаться затворницей-калекой. Так стремление к самостоятельности привело Моди в дом хмурого и скупого работяги Эверетта Льюиса, который дал девушке работу и кров (звучит куда лучше, чем то, что получила Мод на самом деле). Новый быт был отнюдь не ласков к больной женщине. Стремясь обрести в своем крохотном жилище радость и уют, Моди начала рисовать яркие теплые наивные картинки, которые увидели и захотели купить ее соседи. Возможно, они делали это из жалости, в симпатии к доброй женщине, однако очень скоро слава о художнице разнеслась по свету — к дому Льюисов хлынули туристы, а ценник за рисунок вырос от четвертака до 5-10 долларов.
Несомненно, что мир, обретя рисунки Мод, стал чуточку лучше, как стал лучше и мягче Эверетт, чья искалеченная жизнью душа была согрета искалеченной природой женщиной.
"Кошачьи миры Луиса Уэйна", 2021
Луис Уильям Уэйн родился в 1860 году в многодетной семье (у Луиса было 5 сестер, ни одна из них не вышла замуж, а самая младшая в возрасте 30 лет была помещена в больницу для душевнобольных с соответствующим диагнозом). Уэйн родился с заячьей губой и всегда стеснялся своего маленького дефекта, был замкнут. В юном возрасте осознал интерес к изобразительному искусству и поступил в школу искусств в западном Лондоне, где после окончания остался со своим курсом на должности младшего преподавателя. Когда Луису было всего 20 лет, умер его отец — молодой человек стал единственным кормильцем семьи. В 23 года женился на гувернантке своих сестер, которая была старше его на 10 лет, вызвав этим поступком скандал в семье и обществе, не приветствующем неравные браки подобного толка. Однако молодоженам было плевать на условности и они занялись совместным бытом. Увы, счастье оказалось недолгим: в скором времени Эмили поставили сокрушающий диагноз, который свел женщину в могилу на третьем году ее замужества. Уэйн, пытаясь скрасить последние месяцы жизни супруги, подарил ей смышленого кота, который впоследствии определил вектор его творчества. Главными действующими персонажами картин Луиса Уэйна стали человекоподобные коты. Художник ставил своих персонажей на задние лапы, рассаживал за сервированным столом, вешал на глаза монокли, вручал резные трости, запечатлевал на мордочках человеческие эмоции. Его коты пили алкоголь в шумной компании, справляли пышные свадьбы, стояли в очереди, читая свежую газету, ходили в театры — все как у людей, но в кошачьем мире. Мир человеческий воспринял эти иронические зарисовки с интересом и симпатией. На протяжении 30 лет Уэйн рисовал по 600 иллюстраций в год: марки, открытки, изображения в детских книгах, роспись стен, плакаты. Художник получил успех и славу, но, увы, не благосостояние: все деньги уходили на содержание шести безработных женщин.
Так подкрался 1914 год. С началом войны успех отвернулся от художника - в столь темные времена его работа стала просто ненужной. Примерно в то же время у Луиса проявились первые симптомы болезни (все той же, что привела в сумасшедший дом его сестру). В 1924 году Луиса Уэйна поместили в психиатрическую лечебницу. В учреждении он прожил остаток своих дней, рисуя местных кошек, которые все меньше и меньше походили не только на людей, но и на самих себя: так шизофрения поглощала личность Луиса Уэйна.
"Моя левая нога", 1989
Кристи Браун родился в семье ирландских рабочих в 1932 году с тяжелой формой ДЦП. Ребенок не мог ходить, говорить, пользоваться руками. Небольшую подвижность сохраняли только пальцы левой ноги, которые и стали его орудием в творчестве. Пальцами мальчик научился писать, рисовать и печатать на машинке. Когда Кристи только родился, сотрудники социальной службы и врачи рекомендовали родителям поместить ребенка в специализированное учреждение, однако Брауны категорически отказались от этой затеи. Несмотря на трудное финансовую ситуацию и наличие других детей (у Кристи было 12 сестер и братьев), родители решили дать сыну все, что в их силах, главное из которого, конечно, любовь и вера. Никто не обращался с Кристи, как с калекой. Ощущение, что родные видят в нем полноценного члена семьи, личность, а не обузу, настроили мальчика на самосовершенствование и самовыражение. Так Кристи стал рисовать и писать, добившись на выбранных поприщах большого успеха. Его картины продавались с молотка, а автобиографический роман "Моя левая нога" стал бестселлером.
Признание и интерес принесли Брауну не только финансовую независимость, позволившую мужчине построить большой дом для его большой семьи, но и интересные знакомства с добрыми людьми со всего мира. Кристи Браун прожил всего 49 лет, но, отказавшись сдаваться перед трудностями, уготованными ему судьбой, сделал и увидел за свою короткую жизнь очень многое
"Серафина из Санлиса", 2008
Серафина Луи родилась в 1864 году в бедной семье рабочих и уже в семилетнем возрасте осталась круглой сиротой. Девочке приходилось много и тяжело работать, чтобы себя прокормить. Так Серафина и выросла, прислуживая в домах более состоятельных людей. Ни образования, ни дома, ни семьи. У женщины было две отдушины: религия и рисунок. Большую часть заработанных средств она тратила на краски и другие материалы для творчества, а основным мотивом в ее иллюстрациях стало древо познания. Рисовала Серафина из Санлиса ночью, а утром снова спешила на работу. Неискушенные в искусстве горожане воспринимали хобби своей замкнутой соседки как очередную странность, посмеивались над блаженной, но и жалели ее. Однажды дом, при котором работала Луи, арендовал немецкий искусствовед, художественный критик и коллекционер Вильгельм Уде (именно открыл миру Пабло Пикассо и Жоржа Брака), который нашел ее творчество свежим и талантливым. Уде стал куратором Серафины: купил ей качественные материалы, поднял зарплату, что позволило художнице уделять большее времени искусству, нежели черной работе. Но тут началась война и немец Уде, будучи гражданином вражеской страны, был вынужден покинуть Францию.
В Санлис Вильгельм вернулся только спустя 10 лет, не особенно надеясь найти 60-летнюю художницу в физическом и творческом здравии. Однако Серафина жила на старом месте и продолжала рисовать все это время. В 1929-м Уде организовал выставку наивного искусства "Святое сердце", где среди картин прочих художников выставлялись и работы Серафины Луи — в миг простая горничная из провинции стала знаменитой художницей, чьи картины считалось модным иметь в коллекции. Увы, период благополучия длился недолго. Вильгельм Уде разорился, а Серафина начала терять разум. Душевная болезнь привела женщину в психиатрическую лечебницу, где она и скончалась в 1942 году, всеми забытая и покинутая. Была похоронена в безымянной могиле на кладбище для нищих.
Спасибо за внимание :)
Подписывайтесь на мой канал — впереди ещё больше интересного из мира кино!