Имидж коллекторов сложился в «лихие девяностые» - хмурые парни в кожаных куртках, которые в прямом смысле слова выколачивают деньги из должников, занимаясь если не откровенным криминалом, то чем-то на самой его грани. Сегодня ситуация сильно изменилась, рынок коллекторских услуг стал гораздо более цивилизованным. Но коллекторы по-прежнему любят свою суровую репутацию и она, что греха таить, до сих пор помогает им добиваться результатов.
В действительности, работа коллекторов уже давно введена в рамки весьма жестких правил. И беззаконие в работе коллекторов прямо ведет в суд. По мнению экспертов, в перспективе правила станут еще строже и подробнее.
Сегодня коллекторы в основном действуют строго ненасильственными и дистанционными методами – по телефону и через мессенджеры. При этом они общаются в предельно корректной и вежливой манере, не повышая голоса, хотя даже так могут профессионально «достать» клиента, профессионально освоив искусство психологического давления. Вежливость и хладнокровие для них сегодня – критерий профпригодности, ведь если они выйдут за рамки, всему агентству грозят неприятности вплоть до закрытия.
Никакого насилия, угроз, шантажа и прочих расписных дверей по закону нормальные коллекторы применять не могут. Если это произойдет и будет зафиксировано (а должники сейчас бывают не менее ушлые, чем самые злые коллекторы), то это отличный повод для жалобы сразу во все доступные финансовые и правоохранительные органы: в ЦБ, полицию, прокуратуру, Следственный Комитет и ФССП.
По действующим правилам коллекторы имеют право:
- Общаться с должником лично, звонить ему на мобильный и домашний телефоны (строго в отведенное время), слать SMS, бумажные и электронные письма по месту жительства или на электронный адрес;
- Обсуждать долг, возможности возврата, выяснять намерения задолжника по ликвидации задолженности, спрашивать о платежеспособности и сложностях с оплатой.
- Если есть соответствующая предварительная договоренность между должником и коллектором – лично приходить к заемщику домой или на работу на условиях, не нарушающих законодательство РФ;
- Информировать должника о сумме задолженности и возможностях ее оплаты;
- Предлагать варианты погашения задолженности. Агентство, выкупившее долг, может предоставить реструктуризацию или рассрочку, списание процентов и пеней. Нередко коллекторы готовы удовлетвориться получением части прежнего долга.
- Подавать на неплательщика в суд и оказывать юридическую поддержку иска;
- Делиться данными с судебными приставам.
При этом коллекторы не могут нарушать следующие ограничения:
- Нельзя звонить должнику между 22:00 и 8:00 следующего дня по будням и с 20:00 до 9:00 по выходным и более 1 раза в день, не более 2 звонков в неделю. SMS можно слать больше – до 2 раз в день, но не более 4 дней в неделю.
- Нельзя приходить к должнику более чем по одному. Только один сотрудник агентства к одному человеку.
- Нельзя отказываться от сообщения следующей: название агентства, имя, фамилия и должность сотрудника или намеренно ее искажать, обманывая должника.
- Нельзя звонить с подменных номеров или пользоваться анонимайзерами;
- Нельзя звонить или приходить к заемщику на работу без предупреждения;
- Использовать ненормативную лексику, оскорблять должника.
У коллекторов есть список строжайших запретов. Их нарушение прямо ведет к уголовному делу по соответствующей статье и выводам надзорных органов по поводу самого агентства. Поэтому коллектор не имеет права:
- Портить или повреждать имущество должника;
- Применять насилие в любой форме – как прямое, так и вербальное или угрозу насилием;
- Распространять информацию о должнике в СМИ, сообщать ее третьим лицам - соседям, коллегам, начальству, родственникам должника;
- Угрожать должнику, шантажировать его;
- Конфисковывать имущество должника – это можно сделать только по исполнительному листу, выданному судом и это дело ФССП.
Даже попав в затруднительное финансовое положение, заемщик должен знать свои права и добиваться, чтобы они соблюдались. Поэтому, если коллекторы нарушают свои профессиональные запреты – хуже только для коллекторов.
Норвик Банк на связи:
Контакт-центр: 8 800 1001 777