Найти тему
Норвик Банк

Правила для коллекторов – можно и нельзя

Имидж коллекторов сложился в «лихие девяностые» - хмурые парни в кожаных куртках, которые в прямом смысле слова выколачивают деньги из должников, занимаясь если не откровенным криминалом, то чем-то на самой его грани. Сегодня ситуация сильно изменилась, рынок коллекторских услуг стал гораздо более цивилизованным. Но коллекторы по-прежнему любят свою суровую репутацию и она, что греха таить, до сих пор помогает им добиваться результатов.

В действительности, работа коллекторов уже давно введена в рамки весьма жестких правил. И беззаконие в работе коллекторов прямо ведет в суд. По мнению экспертов, в перспективе правила станут еще строже и подробнее.

Сегодня коллекторы в основном действуют строго ненасильственными и дистанционными методами – по телефону и через мессенджеры. При этом они общаются в предельно корректной и вежливой манере, не повышая голоса, хотя даже так могут профессионально «достать» клиента, профессионально освоив искусство психологического давления. Вежливость и хладнокровие для них сегодня – критерий профпригодности, ведь если они выйдут за рамки, всему агентству грозят неприятности вплоть до закрытия.

Никакого насилия, угроз, шантажа и прочих расписных дверей по закону нормальные коллекторы применять не могут. Если это произойдет и будет зафиксировано (а должники сейчас бывают не менее ушлые, чем самые злые коллекторы), то это отличный повод для жалобы сразу во все доступные финансовые и правоохранительные органы: в ЦБ, полицию, прокуратуру, Следственный Комитет и ФССП.

По действующим правилам коллекторы имеют право:

  • Общаться с должником лично, звонить ему на мобильный и домашний телефоны (строго в отведенное время), слать SMS, бумажные и электронные письма по месту жительства или на электронный адрес;
  • Обсуждать долг, возможности возврата, выяснять намерения задолжника по ликвидации задолженности, спрашивать о платежеспособности и сложностях с оплатой.
  • Если есть соответствующая предварительная договоренность между должником и коллектором – лично приходить к заемщику домой или на работу на условиях, не нарушающих законодательство РФ;
  • Информировать должника о сумме задолженности и возможностях ее оплаты;
  • Предлагать варианты погашения задолженности. Агентство, выкупившее долг, может предоставить реструктуризацию или рассрочку, списание процентов и пеней. Нередко коллекторы готовы удовлетвориться получением части прежнего долга.
  • Подавать на неплательщика в суд и оказывать юридическую поддержку иска;
  • Делиться данными с судебными приставам.

При этом коллекторы не могут нарушать следующие ограничения:

  • Нельзя звонить должнику между 22:00 и 8:00 следующего дня по будням и с 20:00 до 9:00 по выходным и более 1 раза в день, не более 2 звонков в неделю. SMS можно слать больше – до 2 раз в день, но не более 4 дней в неделю.
  • Нельзя приходить к должнику более чем по одному. Только один сотрудник агентства к одному человеку.
  • Нельзя отказываться от сообщения следующей: название агентства, имя, фамилия и должность сотрудника или намеренно ее искажать, обманывая должника.
  • Нельзя звонить с подменных номеров или пользоваться анонимайзерами;
  • Нельзя звонить или приходить к заемщику на работу без предупреждения;
  • Использовать ненормативную лексику, оскорблять должника.

У коллекторов есть список строжайших запретов. Их нарушение прямо ведет к уголовному делу по соответствующей статье и выводам надзорных органов по поводу самого агентства. Поэтому коллектор не имеет права:

  • Портить или повреждать имущество должника;
  • Применять насилие в любой форме – как прямое, так и вербальное или угрозу насилием;
  • Распространять информацию о должнике в СМИ, сообщать ее третьим лицам - соседям, коллегам, начальству, родственникам должника;
  • Угрожать должнику, шантажировать его;
  • Конфисковывать имущество должника – это можно сделать только по исполнительному листу, выданному судом и это дело ФССП.

Даже попав в затруднительное финансовое положение, заемщик должен знать свои права и добиваться, чтобы они соблюдались. Поэтому, если коллекторы нарушают свои профессиональные запреты – хуже только для коллекторов.

Норвик Банк на связи:

Контакт-центр: 8 800 1001 777

Чат с сотрудником банка

Телеграм канал