Делимся опытом независимых издательств комиксов и игр, технологического стартапа, бульон-бара и бренда аксессуаров.
Взять деньги на создание нового продукта можно не только в банке и у инвесторов. Можно привлечь средства от клиентов с помощью народного финансирования — краудфандинга.
Краудфандинг — это способ коллективного финансирования, при котором неравнодушные к идее люди дают деньги на реализацию этой идеи и получают взамен товар, услугу или символические памятные вознаграждения.
Рассказываем, как это делали резиденты площадки.
Краудфандинг для бизнеса часто работает как кампания по сбору предзаказов.
- Люди покупают новый продукт до его выпуска
- Бизнес создает продукт на деньги от кампании
- Клиент получает продукт первым на выгодных условиях.
Объясним, как это работает, на примерах 5 разноплановых успешных крауд-проектов за последний год.
Продукт \ идея: Графический роман российских авторов
Задачи: Покрыть затраты на печать; протестировать интерес к новому продукту.
Сколько привлекли: 538 250 р.
Что предлагали: Лимитированные издания с альтернативными обложками и автографами; пластины из типографии; бонусные авторские скетчи.
Как продвигали: Анонсы и подогревающие посты с креативами в сообществах издательства в соцсетях; партнерские посты; рассылки по аудитории крауд-площадки.
Я лично написал всем своим знакомым авторам, художникам, сценаристам с понятным посылом — попросил поддержать наш проект информационно. В этом нет ничего стыдного: если проект классный, его обязательно поддержат.
Дмитрий Чинов, сотрудник независимого издательства Alpaca.
Продукт \ идея: Неинвазивный глюкометр и фитнес-трекер для контроля динамики глюкозы
Задачи: Выпустить партию клипс-трекеров; собрать самых лояльных первых пользователей-энтузиастов.
Сколько привлекли: 833 540 р.
Что предлагали: Клипса-трекер по специальной цене и онлайн-консультации нутрициолога команды.
Как продвигали: Рассылки по собственной базе и базе подписчиков площадки; посты в социальных сетях.
За 3 года существования проекта про нас не раз писали и снимали сюжеты на телевидении. Благодаря этому накопилось достаточно неплохое количество заявок в CRM.
К краудфандингу мы подготовили отдельный лендинг с подробнейшим рассказом о том, как все работает, где о нас писали и на что будут потрачены средства. Сделали формы для того, чтобы люди смогли задать свой вопрос. Анонсировали два прямых эфира, где я отвечал на все заданные вопросы. Ну и конечно же, мы оставили на лендинге форму заявки на напоминание о краудфандинге, чтобы собирать самых «теплых» людей.
Спустя 2 недели у нас собралось около 500 заявок на напоминание о краудфандинге. По этой базе мы сделали несколько рассылок со ссылкой на лендинг и анонсом крауд-кампании, а также с напоминанием о прямых эфирах и возможности задать вопрос на сайте.
Владимир Козлов, основатель проекта AnnNIGM.
Продукт \ идея: Открытие бульон-бара
Задачи: Покрыть часть затрат на открытие первой точки; протестировать спрос и отклик аудитории.
Сколько привлекли: 501 330 р.
Что предлагали: Подписку на бульоны; сертификаты на бульоны с самовывозом из точки после её открытия.
Как продвигали: Публикации в сообществах о рациональном питании и экологичном образе жизни; посты по собственной аудитории. Собственную аудиторию собирали до и во время крауд-кампании методом условно бесплатных тестов: бульоны предлагали по цене доставки.
Я думаю, что основная задача краудфандинга — это проверка: найдется ли аудитория, которая влюбится в твою идею и поверит, что ты можешь это сделать.
Константин Воронов, основатель «БульонБара».
Продукт \ идея: Крупномасштабная стратегическая настольная игра
Задачи: Найти деньги на нишевой продукт в условиях подорожания производства
Сколько привлекли: 1 717 166 р.
Что предлагали: Базовая и делюкс версии игры; лимитированный лорбук; планшеты, ресурсы, монеты.
Как продвигали: Анонсы и подогревающие посты в сообществе студии разработки; летсплеи на каналах партнеров; рассылки по аудитории крауд-площадки.
Крауд-площадка решает проблемы приема платежей, отправки чеков и сбора информации о заказах, а если вы планируете выводить средства на счет физ.лица, она выступает как налоговый агент. Кроме того, площадка гарантирует вашим клиентам возвраты, если собрать нужную для реализации сумму не удалось. Возвращать всем деньги лично не придется.
Продукт \ идея: Линейка этичных аксессуаров из кожи кактуса
Задачи: Подтвердить востребованность на рынке и привлечь финансирование на первую партию.
Что предлагали: бумажники, ключницы, чехлы по специальной цене.
Сколько привлекли: 67 тысяч от краудфандинга, инвестиции и 2 партнерства.
Как продвигали: Репосты в социальных сетях и рассылка по базе подписчиков площадки.
Предпродажи на крауд-площадке делать удобно. На платформах так или иначе собираются люди, готовые к экспериментам, и доверия больше.
Даулет Алшынбаев, основатель бренда «Лаутшинба».
Опыт авторов показывает: лучше всего в краудфандинге работает дружба. С клиентами, журналистами и лидерами мнений, с другими брендами. Если вас уже выделяют, любят и знают, доверяют вам — то краудфандинг даст финансовую и моральную поддержку в любой кризис.
Если своей лояльной аудитории еще нет, краудфандинг — первый шаг к тому, чтобы создать лояльную аудиторию друзей идеи вокруг себя и своего бренда на будущее. В этом случае стоит рассматривать его не столько как инструмент привлечения денег, сколько как тестирование интереса к продукту и PR-инструментов.
Кроме того, крауд-кампания даст «первые касания», которые привлекут покупателей после выпуска продукта. Даже если человек не захотел дать денег на продукт на стадии идеи, но познакомился с вашим продуктом на этапе краудфандинга, он с большей вероятностью заметит и купит ваш готовый продукт после выхода в открытую продажу.
Поэтому краудфандингом можно (даже нужно) пользоваться и начинающим, и опытным предпринимателям с самыми разными новыми идеями и продуктами. Главное — правильно определить приоритетные цели и наметить каналы продвижения.