Иногда от людей, увлекающихся духовностью, можно слышать фразы типа «Личность — иллюзия. Личности нет. Личность не имеет ценности», и т. п. Так они понимают слова, которые слышат от своих наставников или вычитывают в авторитетных для себя книгах. Насколько такое понимание соответствует знанию, которым могут делиться письменно или устно по-настоящему святые люди? Давайте вместе подумаем.
Допустим, личности нет, или она есть, но ценность её ничтожна, устремлена к нулю. Не существует лично вас, кто сейчас это читает, и не существует лично меня, кто это написал. Есть только Бог, и даже Он не личность. Он себя не осознаёт. Он безличен и бессознателен. Он попросту мёртв. Его нет. Но какое нам дело, есть Он или нет — нас ведь тоже нет. Никого нет. И ничего нет. Всё есть безличная бессознательная пустота. И этой пустоты тоже нет...
Разве это не звучит как бред безумца? Ну ладно, если этот бред безобиден, то почему бы и нет? Хочется кому-то верить в безличную бессознательную пустоту, которой нет, и которая якобы и есть настоящая духовность — ради Бога (которого нет). Но насколько такая картина мира безобидна? Давайте рассмотрим на паре простых примеров.
- Личности нет. Зачем приюты для бездомных животных? Зачем такие расходы? Даже на усыпление траты излишни — элементарный отстрел. Отстреляли — собрали — сожгли. Отстреляли — собрали — сожгли. Быстро, чисто, эффективно, экономично.
- Личности нет. Поэтому органы бомжей, одиноких стариков и детей инвалидов — легальный товар. Зачем сохранять жизни этих бесполезных обществу персонажей? Они только изнашивают органы, которые другим нужнее. Отследили — выпотрошили — сожгли. Отследили — выпотрошили — сожгли. Быстро, чисто, эффективно, выгодно.
- Личности нет, поэтому концлагеря нацистов — полезный опыт. Кровь детей — раненым солдатам, золотые зубы из пепла крематория — на переплавку, целая индустрия кожгалантереи: дамские сумочки, ламповые абажуры — всё в дело. Быстро, чисто, эффективно, выгодно. А что такого? Ведь личности нет, а если она есть, то ценность её ничтожна, устремлена к нулю.
Любой маньяк — в своём праве. Секса захотелось — поймал, изнасиловал, расчленил, закопал. В чём проблема? Что не так? Ведь личности нет. Никого нет, и ничего нет. Просто Бог захотел любви с Богом. Маньяк Бог, жертва Бог — всё есть Бог. Как Бог удовлетворяет Свою потребность в любви — не нам судить. Кто мы такие? Нас ведь тоже нет. Ни вас, ни меня — никого нет. Всё есть дух, всё есть Бог, да и Его тоже нет — только пустота, которой нет и в помине.
Как вам такая «духовность»? Лично мне с такой «духовностью» не по пути. Лично для меня личность есть, и только она, возможно, и имеет ценность во всём этом творении Бога. Более того, только она, возможно, и бесценна, потому что вечна. Ваша личность, моя, моих учителей, друзей, врагов, личность Бога — каждая личность вечна. Не вкупе с Богом, а каждая в отдельности.
Конечно, моя личность тоже изменяется во времени, поскольку это внешнее, тонкоматериальное проявление меня как кванта сознания. В больших промежутках времени (десятки, сотни человеческих воплощений) эта личность может изменяться кардинально, вплоть до полной своей противоположности, но она никогда меня не покидает, пока я остаюсь в этом материальном Творении со всеми его грубыми и тонкими, видимыми и невидимыми сферами, подсферами и полусферами.
А поскольку все эти материальные сферы, подсферы и полусферы (по утверждению всех религий, священных Писаний и святых людей) являются ничем иным как отражением духовной реальности, значит логичен вывод, что и в духовном мире я не перестаю быть собой — квантом Безбрежного океана сознания.
Не сливаюсь с этим Океаном до полной потери своего самосознания. Не претендую на Его трон, не свергаю Его, обживая Его место и провозглашая себя Им. Остаюсь собой — Его мельчайшей неделимой частицей. Да, осознаЮ себя Им, но не более, чем молекула реки осознаёт себя рекой, винтик самолёта осознаёт себя самолётом, а кирпич храма осознаёт себя храмом (оставаясь кирпичом, винтиком и молекулой).
Там, в духовном мире, остаюсь тем же, кто я здесь и сейчас — отдельное сознательное существо, полностью предавшееся своему Отцу (или не предавшееся, или не полностью). Не теряю себя в Нём, наоборот — обретаю в Нём свою подлинную, изначальную ценность вечной души — неделимой, нерастворимой, во всём блеске её индивидуальных, личных качеств.
В такой картине мира приюты для животных естественны и нужны, как неестественны и не нужны скотобойни. Ведь чем собака или кошка отличается от кролика или коровы? Почему собаку и кошку уже защищает даже закон (статьи о жестоком обращении с животными), а корову, которая плачет настоящими слезами, когда её ведут на убой, не защищает? Или корова не животное? Почему с ней можно не только жестоко обращаться, а просто убить и съесть? Почему? Потому что наш скудный ум не нашёл ей замены в нашем рационе? Но разве это её проблема?
На мой взгляд, личность была, есть и будет, независимо от того, в каком теле она развивается сейчас: человека, коровы или жука. Только в этом случае вижу смысл какого бы то ни было развития вообще. Ведь развитие может быть только личным. Только развивая себя как личность, могу менять что-то вокруг. А если меня как личности нет, значит и развития никакого нет. В нём просто нет смысла.
В чём смысл учений о вечности души, если её когда-то не было, или она была кем-то другим (пусть даже Богом), и наступит время, когда её не станет, или она станет кем-то другим (пусть даже Богом)? Где тут вечность? Ведь речь не только о вечной личности Бога — с Ним всё понятно, вопросов нет. Речь о вечности именно души:
«Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать». Бхагавад Гита 2.12
На мой взгляд, личность есть, и она бесценна, потому что вечна. И ваша личность, и моя, и наших учителей, друзей, врагов, кошек и собак, кроликов и коров, бомжей, одиноких стариков и детей инвалидов — каждая личность бесценна, потому что вечна.
Это моё ограниченное, субъективное мнение. Личное.
Эта статья в vk | Все статьи автора в vk | Группа в vk | Телеграм-канал