Вместе с желанием приходят слезы, а сколько их будет — зависит только от вас
Поверьте, что слезы — это не что иное, как привычка. Если вы заплачете, и снова заплачете на следующий день, и на следующий — в конечном счете придет момент, когда вы скажете: "Почему я плачу? И сам не знаю". Но знаете ли вы, как слезы дарят внутреннее очищение? Как вы стираете рубашку или носовой платок с мылом, так и слезы при молитве очищают вас. Слезы ведут к очищению, а оно, в свою очередь — к новым слезам.
Начиная плакать, вы раните себя, свою душу; ведь это первые, "катарсические", слезы, ведущие к внутреннему очищению.
Когда ступень "катарсиса" пройдена, приходят другие слезы, дарящие облегчение. Вы видите себя красивым, прекрасным, и вот уже ваш товарищ, ваш коллега, ваш брат предстает перед вами в совсем иной красоте. Конечно, речь идет о красоте душевной.
Конечно, есть и другие слезы — какими будут ваши, зависит только от вашего рвения, внутренней силы и желания побороть греховные страсти.
Взращивайте в себе слезы. Культивируйте образы, мысли, которые вызывают слезы. Я вызывал в памяти образ покойного старца Иосифа. Как я приложился к его бездыханному телу, обряд его погребения. Я думал, что скоро буду лежать вот так же. Я думал, что Бог может не принять меня, не подарить свое прощение.
Слезы пролегают между сочувствием и равнодушием. Они очищают. Такие слезы — это слезы покаяния, т.е. размышления: "Что, если я согрешу? Буду ли я с Христом или с дьяволом? Не суждено ли мне вечно пребывать в аду? Что мне делать?" и так далее.
Затем приходят слезы благодати. Эти слезы настолько сладки, что, когда они приходят ко мне, я говорю: "Боже, на небесах я не хочу ничего другого, кроме как плакать вот так". Эти слезы приходят потом.
Слезы — это пища души. Как тело, напитанное хорошей пищей, оживает, так оживает и душа, напитанная слезами.
Стремитесь молиться со слезами. Это становится привычкой, плакать при молитве. Молясь со слезами, вы двигаетесь вперед. Когда слезы останавливаются — это подобно возвращению назад.
Я умолял святого Ефрема: "Святой отче, ты человек слез", — как говорится в тропаре: "Потоки слёз твоих оросили бесплодную землю пустыни", — и он дал мне столько слез, что я не мог остановиться ни днем, ни ночью. И я пришел к тому, что могу плакать столько, сколько захочу, когда захочу и где захочу.
Материал подготовлен паломнической службой Athos Guide