В истории мировой музыки довольно много имён, которые вызывают трепет и восхищение. Особенно для слушателей, чей музыкальный вкус разносторонне развит и не ограничивается узкими рамками того или иного направления. Одно из таких имён Джонатан Лорд, непревзойдённый виртуоз по части игры на клавишных инструментах. Его мастерство вобрало в себя все лучшие стили в музыке. Джаз, блюз, рок и конечно классика. Его исполнение классических увертюр вызывало бурю оваций. А в сочетании с блюз-роковыми пассажами это было вообще нечто невероятное. Публика ревела от восторга. В этом плане памятны его концерты в России в десятых годах этого века. Джон Лорд первый клавишник, который заставил гармонично зазвучать Хэммонд-орган в жёстких хард-роковых композициях. «Хэммонд» великолепный инструмент с напевным и завораживающим звуком. Прежде использовался большей частью в джазовой музыке. Серьёзные и увлекающиеся коллекционеры, поклонники этого инструмента в иные времена не малые деньги выкладывали за приобретение новых пластинок. Сейчас почти всё доступно и не надо бегать по барахолкам и прятаться от милиции, как в 70-х и 80-х, что бы добыть новый альбом. Среди мастеров владения этим инструментом стоит назвать имена, на опыте которых учился Джон Лорд. Это Джимми Смит, Джимми Макгриф, Уолтер Уэндерли и Ричард Грув Холмс. Лорд, банально, говоря «популиризовал» клавишные в рок музыке. Ведь почему так особенно звучат некоторые рок группы, в которых есть орган?! Потому что любой грамотный клавишник привносит в «саунд» нечто «из вне». Нечто от Баха, Вивальди или Мадди Уотерса. Совершенно иначе бы звучала группа Дорз без шаманских рулад Рэя Манзарека. Невозможно представить Юрайя Хипп без мастерских пассажей Кена Хенсли. Совершенно потеряла бы свою напевность группа Куин без быстрого глиссандо на рояле Фредди Меркури. А Элтона Джона, без своих витьеватых проигрышей на фортепиано, совершенно трудно было бы воспринять, как серьёзного музыканта. Но это всё было потом. А одним из первых был Джон Лорд. Сильнейший композитор и один из основателей супер-группы всех времён и народов Дип Пёпл (Deep Purple)
Джонатан Дуглас Лорд родился 9 июня 1941 года в городе Лестер в Англии. Ровно через месяц после того, как завершился «Большой блиц» - многомесячная гитлеровская бомбардировка оставившая Лондон в развалинах. Его отец был музыкантом-любителем, игравшем на саксофоне. Он поощрял и развивал тягу ребенка к музыке. С пятилетнего возраста Джонатан уже садится за пианино и разучивает фуги Баха. Впоследствии, Баховское настроение будет содержать всё творчество Лорда. После школы Джон Лорд переехал в Лондон. Ему хотелось стать актёром, и он поступил в театральную школу (Лондонский драматический центр). Во время учёбы он играл джаз и блюз в пабах и забегаловках. В 64-м он закончил театральные курсы, и даже снимался в сериалах. В частности в некоторых эпизодах многолетнего английского «мыла» «Отделение неотложной помощи № 10». Но к музыке Лорд тяготел все же больше, нежели к телепостановкам. В те годы он приобретает авторитет как виртуозный и многогранный музыкант. Его приглашают многие группы в качестве сессионного музыканта. Его орган можно услышать во многих группах середины 60-х. Тогда же он меняет написание своего имени с «John» на «Jon», своего рода творческий псевдоним. Всего лишь выкинул букву «h». Для русского уха и незаметно Джон и Джон. Это как поменять одну литеру в слове жуки (beetles) и получится The Beatles. Совсем другая симеотика.
И вот 1968-й год Джон Лорд, Ричи Блэкмор, Ян Пейс, Род Эванс и Ник Симпер создают группу Deep Purple. Это первый состав группы получил название «Mark I». С ним группа записала три альбома. «Shades of Deep Purple», «The Book of Taliesyn» и «Deep Purple (Apri)» Три невероятно красивых и мелодичных альбома. По стилистике это ещё не хард, но уже прогрессивный арт-рок. Балладный голос Рода Эванса замечательно вписывался в клавишные пассажи Лорда. Именно Лорда. Потому что эти альбомы исключительно «лордовские» он там вертит с музыкой как хочет. Он вставляет целые куски из Штрауса, Бетховена и Чайковского, и в тоже время играет насыщенный ритм-энд-блюз. Кажется что гениальный гитарист Ричи Блэкмор, пока на второй роли. И первенство целиком за Лордом.
Одна двенадцатиминутная композиция «Апрель» чего стоит. Это симфоническое музыкальное произведение, за которое, наверняка и Моцарту было бы не стыдно. В сентябре 69-го группа записывает совершенно необычный по тем временам альбом «Concerto for Group and Orchestra» (Концерт для группы с оркестром) Это была эклектика рок музыки и симфонии. Всю партитуру написал Лорд. Для записи был арендован лондонский Альберт Холл и приглашён большой симфонический оркестр. Получилась совершенно головокружительная музыка. Этот приём впоследствии неоднократно повторят и популяризируют многие «тяжелые» группы. Этот альбом группа записала уже в новом составе на смену Эванса и Симпера пришли Ян Гиллан и Роджер Гловер. Второй состав назывался «Mark II», он считается классическим и самым лучшим за всю историю группы. С этим составом с 1970-го по 73-й год группа выпустила четыре самых сильных альбома за свою, сейчас уже, более чем полувековую историю. Каждое название всколыхнет жгучие чувства в сердце каждого «правильного» меломана. «Deep Purple in Rock» (1970), «Fireball» (1971), «Machine Head» (1972), «Who do we Think we are» (1973). Каждый из этих альбомов, как впрочем, и почти все последующие стал не один раз платиновым ил золотым. Там была целая сокровищница хитов, которые непременно игрались на всех концертах. Кроме того стали примером для подражания множеству других групп. Идеально слаженное трио гитары Блэкмора, вокала Гиллана и напористых клавишных атак Джона Лорда. С лучшей ритм секцией Гловера и Пэйса. Апофеозом того периода была концертная пластинка «Made in Japan» Там всего семь композиций, но они сыгранны так невероятно, что создаётся впечатление полета. Сплошная импровизация по принципу джазовых концертов. Сначала общая тема, затем каждый музыкант солирует сколько душе угодно, затем снова общая тема. Время не ограничено, поэтому они делают с песнями что хотят. Ощущения непередаваемые. Не зря же одно музыкальное обозрение включило этот альбом в список «Концертных альбомов, которые изменили мир». После этих пластинок в группе случились некоторые перемены, поменялся вокалист и басист. Но Джон Лорд оставался неизменен, хладнокровен и по-прежнему мастерски виртуозен. Казалось бы, он держался в тени других участников группы, но когда приходил черёд его соло на клавишных, то тут небо падала на землю. Вспомним хиты того периода «Burn», «Sail away», «Stormbringer». В 1976 году группа Deep Purple прекратила своё существование на семь лет. Музыканты занялись сольными проектами или работой в других группах. Лорд эти годы играет в группе «Witesnake» (Уайтснейк), но там он не доминирует, вероятно, к этому и не особо стремясь. Большая часть его творческого потенциала уходит на сольную работу. Ещё в 71- ему предложили написать некое продолжение концерта для группы с оркестром. И он выпускает «Gemini suite» фьюжн рока и классики. Альбом показал Лорда как думающего и совершенного композитора и исполнителя уровня Сибелиуса. Затем в 74- он записывает альбом «Windows» (Окна). Очень необычная вещь. Лорд дорабатывает здесь незаконченную фугу Баха плюс тяжёлый рок, плюс женский оперный вокал, плюс стилевая японская музыкальная экзотика. Альбом «Sarabande» (Сарабанда) выпущенный в 1976-м году, многие считают самым совершенным произведением Лорда. Музыку невозможно рассказать, возможно, лишь поделиться тем впечатлением, какое она произвела. А музыка Джона Лорда это музыка вдохновения, музыка силы, музыка жизни. Из его лучших и лирических произведений можно назвать ещё альбом «Pictured within»1998-го года с потрясающим вокалом Сэм Браун. Той самой Сэм, исполнительницей супер-хита «Stop!», той, которая была на подпевках у Пинк Флойд во время концертных туров. Симбиоз поистине космический.
После воссоединения Deep Purple Лорд вернулся в группу и продолжал записывать с ней альбомы, но оставался верен себе и своей музыке. Он умер летом 2012 года, а за год до этого давал ошеломительные концерты в России. Незабываемо.
Как задумчиво сказал один феллиниевский персонаж: «Когда кончается музыка, куда деваются ноты?..»