«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
© А.С. Пушкин.
Как хорошо известно, русские люди - очень терпеливые и нужно очень сильно постараться, чтобы вывести их из себя. Но когда все-таки терпение заканчивается, от "русского медведя" можно ожидать чего угодно.
Глава 1. "Спокойно что ли не жилось?"
Что нужно знать, чтобы понимать почему молодые художники решились взбунтоваться?
- На дворе 19 век. Всем заправляет Академия художеств. Что рисовать, как рисовать и сколько рисовать - все это решает исключительно она.
- Сложились некие классические каноны, от которых нельзя было отступать, если ты хочешь быть успешным художником в России и не умереть с голоду в подворотне.
- Многих художникам данная обстановка не нравилась. Вот и назревает конфликт интересов. Старики хотят всего классического (мифы, история, религия). Молодые же хотят изображать реальную жизнь.
Академизм против реализма.
Глава 2. "По поводу чего бунт?"
- На календаре у нас 1863 год. Главное место действия - Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге. Пришло время главного конкурса для художников - борьба за Большую золотую медаль. Что она давала? Звание того, что ты крутой художник и право на пенсионерскую поездку за границу.
Пенсионерская поездка - оплачиваемое Академией, путешествие художника за рубеж, для изучения классического европейского искусства. Что было весьма ценно!
- Конкурс - это прекрасно, взбунтовались то чего??
- А дело в том, что это был не просто конкурс. В этот год Академия отмечала столетний юбилей. И по поводу данного праздника она решила сменить правила для участников.
- Все участвовали одной кучей - и художники исторического класса и художники жанрового. Создавалось сильное неравенство.
- Помимо темы, Академия теперь диктовала еще и сюжет картины.
- Ну и еще в Академии решили, что давать художникам повторный шанс на участие в этом конкурсе - непозволительная роскошь. И отменили эту возможность. К слову, очень много молодых и талантливых художников оставались в Академии только ради этого.
Если с темой еще как-то можно было смириться, то с навязыванием сюжета уже нет. В таком случае художник терял свою индивидуальность и превращался просто в творческую единицу.
Глава 3. "Участники конкурса."
По традиции, к участию в конкурсе допускались только те, у кого уже были Малые золотые медали "За успех в рисовании". В 1863 году их было 14.
Так как художников было довольно немало, постараемся с чем-нибудь их ассоциировать, чтобы проще запомнить. Не смотрите на то, что много текста подряд - я максимально все упростил!
Но если совсем уж не хочется долго читать о художниках - пролистайте вниз до их общей фотографии!
- Крамской Иван Николаевич (главный из бунтарей - известен картинами «Неизвестная», «Христос в пустыне»; еще пытался соревноваться с Маковским в русалках, но проиграл)
- Вениг Б.Б. (ничего примечательного)
- Григорьев А.К. (аналогично прошлому)
- Дмитриев-Оренбургский Н.Д. (НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТЫЙ шикарный художник - обязательно будет статья о нем! «Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново»; много полотен по русско-турецкой войне)
- Журавлёв Ф.С. (над купцами потешался)
- Заболотский П. П. (Иуда, позже поймете почему)
- Лемох К.В. (званий много - запоминающихся картин мало, если есть вообще - ну разве что вот эта «Утро в швейцарской»)
- Литовченко А.Д. (внушительные исторические полотна - «Царь Алексей Михайлович и Никон...», «Харон перевозит души через реку Стикс»)
- Маковский К.Е. (нарисовал лучших русалок в русской живописи)
- Песков М.И. (считался одним из талантливейших художников, но рано умер от чахотки)
- Шустов Н.С. (еще один талантливый художник; писал исторические картины; если кратко о его жизни - быстрый успех его погубил)
Глава 4. "Время конкурса."
- Художники не оценили стараний Академии и решили коллективно попросить все вернуть обратно.
Академия их услышала и все закончилось(шутка!). Уважаемые пожилые дяденьки в Академии решили не слушать молодежь (довольно частое явление). - Утром 9 ноября 1863 года в стенах Академии объявляется тема конкурса - «Пир в Вальхалле». Выглядеть картины должны были примерно так:
На троне бог Один, у него на плечах сидят вороны, вокруг него другие Боги и герои. И все это действие на фоне Вальхаллы.
Почему такая странная тема? - спросите вы. А ответ прост.
В Европе, в то время, был большой интерес к германо-скандинавской мифологии. Идя на поводу у Европы, Академия и решила выбрать такую тему. Россия же часто хочет быть похожей на Европу.
Глава 5. "И что в итоге?"
- Пожилые дяденьки решили не слушать молодежь. Молодые художники решили ответить им взаимностью, и сказали, что ничего рисовать не будут.
- 13 прошений легло на стол Совета Академии. В них художники отказывались от участия в конкурсе и просили выдать им дипломы. Почему 13, их же было 14??? - спросите вы. А это очень интересная история.
- В последний момент, один из художников по имени Петр Заболотский решил кинуть своих товарищей и по-легкому забрать медаль. Он выразил желание участвовать в конкурсе.
- Однако профессор Академии язвительно ответил, что конкурс из одного участника состояться не может.
Ну а бунт то все же четырнадцати! Где еще один??? - скажете вы.
Верно, мои внимательные читатели! К 13 художникам присоединился, для красивого числа, скульптор Крейтан В.П. и заменил Иуду Заболотского.
Глава 6. "Что было дальше с бунтарями?"
- Академия доложила о случившемся императору Александру II. За художниками установили полицейский надзор. Но на удивление ничего им не сделали.
- Дверь в Академию отныне была закрыта. Значит и заказы на картины никто поставлять не будет. Теперь художникам оставалось только объединиться, чтобы не умереть с голоду. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Вот они и объединились. В Санкт-Петербургскую артель художников — первую самостоятельную творческую организацию в России, которая стала конкурировать с Академией.
- Так кто же они на самом деле реформаторы или бунтари?
- Понравилась статья - почему бы не подписаться на канал и поставить лайк? (ЭТО БЕСПЛАТНО!!!). Статьи выходят каждый день - вы не заскучаете!
- Всем мир!