Найти тему
ДЕВЯТЫЙ ВАЛ

Бунт четырнадцати. Как в русском искусстве произошла революция?

Оглавление
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
© А.С. Пушкин.

Как хорошо известно, русские люди - очень терпеливые и нужно очень сильно постараться, чтобы вывести их из себя. Но когда все-таки терпение заканчивается, от "русского медведя" можно ожидать чего угодно.

Глава 1. "Спокойно что ли не жилось?"

Что нужно знать, чтобы понимать почему молодые художники решились взбунтоваться?

  • На дворе 19 век. Всем заправляет Академия художеств. Что рисовать, как рисовать и сколько рисовать - все это решает исключительно она.
  • Сложились некие классические каноны, от которых нельзя было отступать, если ты хочешь быть успешным художником в России и не умереть с голоду в подворотне.
  • Многих художникам данная обстановка не нравилась. Вот и назревает конфликт интересов. Старики хотят всего классического (мифы, история, религия). Молодые же хотят изображать реальную жизнь.
Академизм против реализма.
Императорская Академия художеств
Императорская Академия художеств

Глава 2. "По поводу чего бунт?"

  • На календаре у нас 1863 год. Главное место действия - Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге. Пришло время главного конкурса для художников - борьба за Большую золотую медаль. Что она давала? Звание того, что ты крутой художник и право на пенсионерскую поездку за границу.
Пенсионерская поездка - оплачиваемое Академией, путешествие художника за рубеж, для изучения классического европейского искусства. Что было весьма ценно!
Большая золотая медаль Академии художеств
Большая золотая медаль Академии художеств
  • Конкурс - это прекрасно, взбунтовались то чего??
  • А дело в том, что это был не просто конкурс. В этот год Академия отмечала столетний юбилей. И по поводу данного праздника она решила сменить правила для участников.
  1. Все участвовали одной кучей - и художники исторического класса и художники жанрового. Создавалось сильное неравенство.
  2. Помимо темы, Академия теперь диктовала еще и сюжет картины.
  3. Ну и еще в Академии решили, что давать художникам повторный шанс на участие в этом конкурсе - непозволительная роскошь. И отменили эту возможность. К слову, очень много молодых и талантливых художников оставались в Академии только ради этого.
Если с темой еще как-то можно было смириться, то с навязыванием сюжета уже нет. В таком случае художник терял свою индивидуальность и превращался просто в творческую единицу.

Глава 3. "Участники конкурса."

По традиции, к участию в конкурсе допускались только те, у кого уже были Малые золотые медали "За успех в рисовании". В 1863 году их было 14.

Малая золотая медаль Академии художеств
Малая золотая медаль Академии художеств

Так как художников было довольно немало, постараемся с чем-нибудь их ассоциировать, чтобы проще запомнить. Не смотрите на то, что много текста подряд - я максимально все упростил!

Но если совсем уж не хочется долго читать о художниках - пролистайте вниз до их общей фотографии!
  1. Крамской Иван Николаевич (главный из бунтарей - известен картинами «Неизвестная», «Христос в пустыне»; еще пытался соревноваться с Маковским в русалках, но проиграл)
  2. Вениг Б.Б. (ничего примечательного)
  3. Григорьев А.К. (аналогично прошлому)
  4. Дмитриев-Оренбургский Н.Д. (НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТЫЙ шикарный художник - обязательно будет статья о нем! «Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново»; много полотен по русско-турецкой войне)
  5. Журавлёв Ф.С. (над купцами потешался)
  6. Заболотский П. П. (Иуда, позже поймете почему)
  7. Корзухин А.И. (тоже неплохой художник - «Надоел», «Возвращение отца семейства с сельской ярмарки»)
  8. Лемох К.В. (званий много - запоминающихся картин мало, если есть вообще - ну разве что вот эта «Утро в швейцарской»)
  9. Литовченко А.Д. (внушительные исторические полотна - «Царь Алексей Михайлович и Никон...», «Харон перевозит души через реку Стикс»)
  10. Маковский К.Е. (нарисовал лучших русалок в русской живописи)
  11. Песков М.И. (считался одним из талантливейших художников, но рано умер от чахотки)
  12. Петров Н.П. (на его картинах часто кого-то выбирали кому-то в супруги, «Смотрины невесты»)
  13. Шустов Н.С. (еще один талантливый художник; писал исторические картины; если кратко о его жизни - быстрый успех его погубил)
общее фото взбунтовавшихся художников
общее фото взбунтовавшихся художников

Глава 4. "Время конкурса."

  • Художники не оценили стараний Академии и решили коллективно попросить все вернуть обратно. Академия их услышала и все закончилось (шутка!). Уважаемые пожилые дяденьки в Академии решили не слушать молодежь (довольно частое явление).
  • Утром 9 ноября 1863 года в стенах Академии объявляется тема конкурса - «Пир в Вальхалле». Выглядеть картины должны были примерно так:

На троне бог Один, у него на плечах сидят вороны, вокруг него другие Боги и герои. И все это действие на фоне Вальхаллы.

Вальхалла - место, куда попадают после смерти павшие в битве воины. Здесь они продолжают свою героическую жизнь.
Вальхалла - место, куда попадают после смерти павшие в битве воины. Здесь они продолжают свою героическую жизнь.

Почему такая странная тема? - спросите вы. А ответ прост.

В Европе, в то время, был большой интерес к германо-скандинавской мифологии. Идя на поводу у Европы, Академия и решила выбрать такую тему. Россия же часто хочет быть похожей на Европу.

Глава 5. "И что в итоге?"

  • Пожилые дяденьки решили не слушать молодежь. Молодые художники решили ответить им взаимностью, и сказали, что ничего рисовать не будут.
  • 13 прошений легло на стол Совета Академии. В них художники отказывались от участия в конкурсе и просили выдать им дипломы. Почему 13, их же было 14??? - спросите вы. А это очень интересная история.
  • В последний момент, один из художников по имени Петр Заболотский решил кинуть своих товарищей и по-легкому забрать медаль. Он выразил желание участвовать в конкурсе.
  • Однако профессор Академии язвительно ответил, что конкурс из одного участника состояться не может.
Петр Петрович Заболотский
Петр Петрович Заболотский

Ну а бунт то все же четырнадцати! Где еще один??? - скажете вы.

Верно, мои внимательные читатели! К 13 художникам присоединился, для красивого числа, скульптор Крейтан В.П. и заменил Иуду Заболотского.

Глава 6. "Что было дальше с бунтарями?"

  • Академия доложила о случившемся императору Александру II. За художниками установили полицейский надзор. Но на удивление ничего им не сделали.
  • Дверь в Академию отныне была закрыта. Значит и заказы на картины никто поставлять не будет. Теперь художникам оставалось только объединиться, чтобы не умереть с голоду. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Вот они и объединились. В Санкт-Петербургскую артель художников — первую самостоятельную творческую организацию в России, которая стала конкурировать с Академией.

  • Так кто же они на самом деле реформаторы или бунтари?
  • Понравилась статья - почему бы не подписаться на канал и поставить лайк? (ЭТО БЕСПЛАТНО!!!). Статьи выходят каждый день - вы не заскучаете!
  • Всем мир!