«Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном — только если это отстоялось словом»
— писал Владимир Маяковский в автобиографии. Но так получилось, этот большой и нежный человек оказался интересен не только своей поэзией, но и сам по себе. Как личность. Вот что значит мощная харизма и искренность!
В поэме «Облако в штанах» (1915) есть слова:
«...Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!..»
И это, действительно, о нём! Маяковский был страстный, открытый, нежный. Человек с обнажёнными нервами. Максималист. Любое, что не удавалось, — отметалось. Всё, что имело успех, — росло и крепло. Как с детства полюбил поэзию, рисование, так всю жизнь этому был верен.
То же было в отношениях с людьми. Он страдал от одиночества, обижался, но, видимо, не мог обуздать свою горячность, порывистость (тогда бы это был не Маяковский). И в результате — роковой выстрел 14 апреля 1930 года.
Что привело Маяковского к роковому выстрелу?
Маяковский родился в Грузии в Багдати (Имеретия) в обедневшей дворянской семье 7 (19) июля 1893 года. Мать его была из семьи потомственных кубанских казаков. Отец — из запорожских казаков. Возможно это — родился в Грузии, казацкие корни — и было истоком импульсивности и страстного темперамента Маяковского. Единственный сын в семье (помимо него у родителей было две дочери; другие сыновья умерли), он был обожаем родителями, сёстрами, многочисленными тётками. Отсюда, возможно, его душевная незакалённость, мягкость.
Грузинское детство было счастливым, пока не умер от заражения крови отец (укололся булавкой и быстро сгорел). Семья переехала в Москву. Жили настолько бедно, что Володя не доучился в гимназии. Нечем было платить.
Маяковский прибился к большевикам, был арестован, потом ещё раз. И ещё. После возвращение из тюрьмы из партии вышел. Началась новая для него жизнь. Он стал футуристом. Поэтом.
И однажды попал в литературный салон Лили Брик. У Брик часто собирались гости — поэты, писатели, художники, артисты. Богема. Однажды гостем оказался Владимир Маяковский. Это произошло в июле 1915 года.
Здесь надо сказать, что ко всем женщинам в своей жизни Владимир Маяковский относился трепетно. Сказывалось хорошее воспитание, Маяковский уважал женщин, что шло в разрез с тем любовным хаосом и раскрепощённостью, которые царили в 1910—начале 1930-х годов.
Да, Маяковский искренне любил тех, с кем встречался до Лили Брик и после. Но Лилю Брик он обожал. Болел ею. Причём с первой встречи, первого взгляда и на всю жизнь.
«...Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени...»
— писал он в стихотворении «Лиличка!» в 1916 году.
Брик была замужем. Любила мужа. Но она как раз-таки не избежала царящей в то время раскрепощённости. Отношений с другими мужчинами она не избегала. Искушённая, хитрая, она крепко держала его на поводке, одновременно относясь к нему по-матерински заботливо, помогая ему в его литературной деятельности. Нежный большой Маяковский таял рядом с этой маленькой, хрупкой женщиной.
Странные это были отношения. Лиля Брик любила мужа, Маяковский любил Лилю Брик. Осип, муж, Лилю не любил. Не любила и Лиля Маяковского. Какой-то пасьянс.
Вот как она вспоминала о Маяковском:
«Совсем он был тогда ещё щенок, да и внешностью ужасно походил на щенка: огромные лапы и голова — и по улицам носился, задрав хвост, и лаял зря, на кого попало, и страшно вилял хвостом, когда провинится. Мы его так и прозвали - Щеном»
Рупор революции и Щен. Игрушка в руках самоуверенной барыни... Но Маяковский её боготворил и был готов на всё, лишь бы быть рядом.
Брик так и осталась главной женщиной его жизни. Даже когда в 1925 году он поехал в Америку и закрутил роман с Элли Джонс, которая родила от него дочь. И когда второй раз, в 1926 году, начались отношения с Марией Денисовой. И когда в 1928 году познакомился со второй по значимости женщиной в его жизни Татьяной Яковлевой, «русской красавицей парижской чеканки». Не затмила Лилю Брик и молоденькая хорошенькая актриса Вероника Полонская, последняя любовь поэта, после встречи с которой Маяковский и застрелился.
В это время Брики ненадолго уехали за границу. Если бы они были рядом, то смогли бы остановить ушедшего в депрессию поэта. Но он оказался один на один с неопределённостью, неважным здоровьем, пугающей неизвестностью...
В 1932 году в великолепнейшем очерке «Эпос и лирика современной России», посвящённом Владимиру Маяковскому и Борису Пастернаку, Марина Цветаева написала о гибели Маяковском:
«Эта вакансия: первого в мире поэта масс — так скоро-то не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придётся не назад, а вперёд. ... Боюсь, что несмотря на народные похороны, на весь почёт ему, весь плач по нём Москвы и России, Россия и до сих пор до конца не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского. ... Маяковский первый новый человек нового мира, первый грядущий. Кто этого не понял, не понял в нём ничего».
Почитайте! Это очень интересный материал.
⁉️
Какие чувства вызывает у вас история Маяковского? Боль, возмущение, неприятие? Любите ли вы творчество Маяковского? Насколько оно актуально на сегодняшний день?
Также читайте:
Спасибо за лайк и комментарий! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал!
Мои каналы в ТЕЛЕГРАМЕ и ПУЛЬСЕ