Найти тему
Фонд «Второе дыхание»

«Добрые» поступки, которые вредят. Список

Сейчас популярно быть социально и экологически ответственным — мы начинаем заботиться о природе и тех, кто слабее нас. И это здорово! Но часто ли мы делаем это эффективно?

Сейчас популярно быть социально и экологически ответственным — мы начинаем заботиться о природе и тех, кто слабее нас. И это здорово! Но часто ли мы делаем это эффективно? Каков шанс, что поступок, который заставил вас почувствовать себя героем, на самом деле был бесполезен, а то и вреден? Давайте рассмотрим основные «добрые дела», которые вовсе не являются тем, чем кажутся.

Иллюстрация: Павел Шевелев для фонда «Второе дыхание»
Иллюстрация: Павел Шевелев для фонда «Второе дыхание»

Использование холщовой сумки для продуктов, в которую вы складываете десять пластиковых бутылок с водой. Эй, купите уже многоразовую бутылку!

Отправка подарков в детский дом на Новый год

Многие компании и частные лица в этот праздник руководствуются, безусловно, благими намерениями и считают, что сделают кого-то счастливым. Но вот оборотная сторона такого праздничного геройства: каждый ребёнок получает на Новый год от 4 до 20 подарков, в результате дети начинают относиться к вещам небрежно. Хуже того — они начинают учиться извлекать выгоду из своего «статуса сироты», где для получения блага не нужно прилагать никаких усилий.

? Лучшей помощью будет поддержка фондов, занимающихся социализацией таких детей. А если очень хочется подарить кому-нибудь коробку конфет, то подумайте о бездомных людях — они очень редко получают внимание.

Пожертвования просящим в метро

Кого только не встретишь в метро! И молодые матери с подушками вместо животов, и бывшие военные в одежде из соседнего военторга, и ограбленные молодые люди, которые никак не могут уехать в Воронеж. И, кажется, уже сколько раз писали и говорили о том, что под землёй работают только «профессиональные попрошайки», до сих пор многие люди, не особо задумываясь, открывают свои кошельки.

Отдача непригодной одежды на благотворительность

Люди и фонды, собирающие одежду для малоимущих, знают, что от жертвователя часто можно получить дар в виде пакета старых дырявых кофт. Никто не призывает отдавать только «Праду» и «Гуччи», но важно не забывать, что протёртые штаны — это не подарок, а унижение.

? Кстати, потёртые штаны вы как раз можете принести в наш фонд, чтобы мы отправили непригодную для ношения одежду на переработку.

Репосты объявлений о сборе средств частным лицам

Очень распространённое поле для мошенничества, где наша собственная лень и милосердие опустошают наши банковские счета. И способы наживы здесь очень разные — от создания объявления о несуществующем больном ребёнке до курирования человека, которому действительно требуется помощь, но с передачей ему весьма скромной части от собранной суммы. А часто и реальные родители просто превращают постоянное попрошайничество в сети в свой основной источник дохода. Бездумные репосты без какой-либо проверки часто приносят только вред.

? Те, кому действительно требуется помощь, всегда смогут предоставить вам детальные отчёты о поступлениях и тратах и документацию о том, почему и на что происходит сбор заявленной суммы.

Пожертвования уличным волонтёрам, собирающим «на благотворительность»

Будьте уверены, если спросить у людей с прозрачными ящичками на груди, хватающими вас за руки, что-нибудь об их фонде — то вам даже расскажут. Часто у них есть регистрация, сайт и офис, а фотография и история ребёнка вполне могут оказаться правдой при проверке. Но вот чего нет у этих фондов — отчётности, а информация о ребёнке оказывается украденной у действующего фонда, действительно собирающего для него деньги.

Покупка «зелёной» и «экологичной» продукции

Набирает силу явление гринвошинга — безосновательного рекламного заявления компаний, в котором их продукция позиционируется как экологически безопасная. Часто это происходит даже без громких заявлений о сохранении окружающей среды, просто посредством маркировки продукта в зелёный цвет (некоторые полиэтиленовые пакеты в магазинах неожиданно сменили окрас, выдавая себя за биоразлагаемые) или внесения в название слова «зелёный», которое просто удорожает продукт на некоторую сумму, а не имеет никакого отношения к экологии.

* * * * *

Текст: Катерина Дьячкова